Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний не вмешивается прямым и явным образом — с помощью чудес и знамений — в ход исторических событий. «…а землю отдал сынам человеческим» — Он ждет, что люди сами достигнут Небес по завершении жизни на земле, и тогда Он воздаст им должное.

«И перевернул города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли» (Берешит 19:25).

«Небеса эти, небеса — Господу, а землю Он отдал сынам человеческим» (Тэилим 115:16).

Как правило, Всевышний не вмешивается прямым и явным образом — с помощью чудес и знамений — в ход исторических событий. «…а землю отдал сынам человеческим» — Он ждет, что люди сами достигнут Небес по завершении жизни на земле, и тогда Он воздаст им должное.

Потоп был экстраординарным Б-жественным вмешательством, однократным, когда деградация человечества достигла недопустимых масштабов. И обещано, что второго потопа не будет.

Но грех Сдома был не так ужасен. «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала» (Йехезкель 16:49).

И что? Есть несколько скряг, скупых людей со злым сердцем. Что здесь такого страшного? Но в этом случае Всевышний не обещает, что подобная кара не повторится.

Почему всё-таки Сдом был разрушен?

Ответ на этот вопрос я получил случайно. Несколько десятилетий назад была организована масштабная акция протеста — против вскрытия тел умерших, и гаон раби Йехиэль-Михл Файнштейн[1] выступал там. Он упомянул Гмару в трактате Хулин (92 б), где сказано, что различные народы творят разнообразные мерзости, но и у них есть «красная черта», которую они не переступают. Даже каннибалы, племена, которые питаются человечиной, не торгуют человеческим мясом на рынке.

О чем идет речь? Даже самый страшный злодей в глубине сердца стыдится своих поступков. Он не станет узаконивать их, не будет преступать закон публично.

В этом-то и был грех Сдома и весь ужас тамошнего жизненного уклада: его жители узаконили преступление, официально утвердили «законы Сдома» — публично и во всеуслышание. Это было недопустимо. За это Сдом и был разрушен.

Здесь есть над чем поразмыслить. Если человек, не дай Б-г, не соблюдает кашрут, это — его отношения с Творцом. Пусть Б-г поможет ему совершить тшуву (раскаяться и вернуться к соблюдению Закона). Но разрешить открывать магазины, торгующие некашерным мясом, на улицах города или легализовать импорт различных моллюсков («даров моря») для пищевого применения, или официально, на уровне мэрии, например, поддержать акции по нарушению субботы… Нет уж, только не здесь. Не на Святой Земле!

В истории Сдома — урок для каждого человека. Некоторые из нас нечаянно совершают тот или иной грех. Не могут удержаться от злословия или пропускают время, которое установили себе для изучения Торы. Важно не поддаться соблазну превратить это в постоянную практику и не начать утверждать, будто здесь нет ничего запретного или что требования Закона невыполнимы. Ведь поступить так — означает уподобиться жителям Сдома, превратившим преступление в закон и обычай! (Маайан а-Шавуа)


[1] Рав Йехиэль-Михл Файнштейн (5667-5763 /1907-2003, Российская империя, Литва, Япония. США, Израиль) — выдающийся раввин, глава колеля «Ешиват Бейт Йеуда» в Тель-Авиве, а затем в Бней-Браке.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его