«Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужского пола…» (Берешит 17:12).
Однажды раввину задали вопрос о следующей ситуации. Женщина, не соблюдавшая Тору и заповеди, присутствовала на обрезании и так прокомментировала увиденное: «Какой дремучий обычай!» Через некоторое время у нее родился ребенок, который умер спустя неделю… Вопрос был такой: можно ли сказать ей, что это наказание за те ее слова?
Раввин пришел в ужас от этой «идеи», но постарался спокойно объяснить: «Мы не знаем, какие расчеты ведутся на Небесах, поэтому говорить о “наказании” нельзя».
А на самом деле, как сообщает один из моэлей (специалистов по обрезанию) в Бней-Браке, всё больше людей из других народов, желающих принять иудаизм, оказываются уже обрезанными. Больницы в других странах часто делают обрезание новорожденным по медицинским соображениям.
Понятно, что это не причина, по которой была дана заповедь, а следствие ее выполнения. Если уж крайняя плоть была создана как нечто, предназначенное для устранения, неудивительно, что ее лучше устранить даже по «природным причинам».
Человек своими действиями, словами и даже мыслями влияет на высшие миры. Он приносит им свет, выполняя заповеди, и омрачает, если, не дай Б-г, нарушает Закон. Заповеди воздействуют на человека, на его сердце и душу, очищая и освещая их. Возможность духовного постижения связана с выполнением заповеди обрезания. Необрезанный не может удостоиться пророчества.
Когда Онкелос[1] пожелал принять иудаизм, он спросил разрешения у своего дяди, императора Адриана.
— Осваивай их учение, но не делай обрезания, — сказал тот.
— Даже столетний старец, самый мудрый в твоей империи, не сможет постичь их учение без обрезания, — ответил Онкелос. — Ведь сказано: «Изрекает Он слово Свое Яакову, уставы Свои и законы Свои — Исраэлю. Не сделал Он такого никакому народу…» (Тэилим147:19, 20).
И для того, чтобы удостоиться Будущего мира, где«праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шхины» (Брахот 17а), важно обрезание: ведь основа этого мира — духовное постижение» (Бэха Батахну).
[1] Онкелос (Ункулос, Ункелос) — праведный гер, переводчик Торы на арамейский язык (а по некоторым версиям, также и на древнегреческий).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его