Темы: Дварим, Оцарот, Чтение для детей
«Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэлю за Йарденом в пустыне Арава, против Суфа, между Параном и Тофэлом, и Лаваном, и Хацейротом, и Ди-Заавом» (Дварим 1:1). Тора — это учение жизни, наставление и руководство. Из каждого раздела и стиха можно и нужно извлечь вечные уроки. Таков и первый стих в нашей главе: Моше Рабейну собирает народ и «подводит итоги» сорока лет странствий, упрекает народ за ошибки и упущения. Но он не упоминает эти ошибки и упущения прямо, дает им что-то вроде условных названий. Почему? «Ради уважения к Израилю».
Это очень важный урок. Хочешь увещевать, упрекать? — Пожалуйста! Только делай это, сохраняя уважение к другому человеку. Не оскорбляй и не унижай его. Не употребляй грубых слов, не позорь и не стыди.
Интересно: самый большой грех поколения пустыни, а, может, и всех поколений, Моше упоминает в последнюю очередь. Он нашел для него удивительное обозначение: «Ди-Заав». Речь идет о создании золотого тельца. «Он упрекал их за тельца, которого сделали от избытка золота (заав), бывшего у них» (Раши).
Разве это не странно? В создании тельца было что-то от идолопоклонства, кроме того это было выражением неблагодарности, отказом от исполнения долга. Из-за этого греха народу угрожало истребление. В каждом бедствии, постигающем еврейский народ, содержится частица наказания за тот страшный грех. А кодовое название его — «Ди-Заав», то есть «достаточно золота». Это всего лишь избалованность от избытка роскоши — и не более того?
Ответ следующий. Не следует безутешно горевать из-за того, что случилось в прошлом и заниматься самоистязанием. За прошлое упрекать поздно. Если приходится говорить о грехах, взгляд должен быть обращен к будущему, важно предостеречь, чтобы страшные события не повторились. Поэтому Моше говорит о проблеме, которая привела к созданию золотого тельца: «Достаточно золота».
В наше время это называется «культура досуга». Ожидая сорок дней у подножия горы Синай под защитой облаков Славы, не испытывая ни в чем нужды, люди начали искать себе занятий и развлечений, создали тельца и вышли танцевать перед ним.
Но следует помнить, что любой недостаток человека может оказаться его потенциальным достоинством.
У пожилой китаянки было два больших кувшина. Когда женщина шла за водой, она подвешивала их на концах большого коромысла, которое несла на плечах. В одном из кувшинов была трещина. Второй был цел, женщина приносила его домой полным. А кувшин с трещиной после долгого пути от реки до дома был полон лишь наполовину.
Так продолжалось два года. Каждый день эта женщина приходила домой и приносила полтора кувшина воды.
Ясно, что целый кувшин был очень горд собой и своими достижениями. А бедный кувшин с трещиной стыдился и чувствовал себя несчастным потому, что выполнял свою задачу лишь наполовину. Через два года сплошных неудач надтреснутый кувшин открыл уста и обратился к своей хозяйке:
— Мне стыдно, что из-за трещины я не приношу тебе достаточно воды.
Та улыбнулась:
— А ты заметил, дорогой кувшин, что с твоей стороны дороги выросли цветы, а с другой стороны ничего не выросло? Это не просто так. Я всегда знала о твоей проблеме, поэтому посадила цветы на твоей стороне. Каждый день, когда мы возвращаемся домой, ты поливаешь их. Вот уже два года я наслаждаюсь дивными цветами, срывая их у дороги и украшая свой дом. Если бы ты не был надтреснут, вся эта красота не появилась бы в мире.
У каждого из нас есть свой «особый» недостаток. Наша совместная жизнь так интересна из-за «трещин», которые есть в каждом. Нужно лишь принимать всех людей такими, как они есть, и искать в них лучшее. Никто не совершенен, включая нас. Важно не быть слишком критичными и придирчивыми. Лучше постараться увидеть в этих недостатках достоинства (Маайан а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»