Темы: Кашрут, Кдошим, Ахарей мот, Оцарот, Шестидневная война, Рассказы
«…не оставайся равнодушным к крови ближнего своего (буквально: не стой на крови ближнего твоего» (Ваикра 19:16).
В архивах рава Нахмана-Шабтая Галинского были найдены записи выступлений машгиаха [1] ешивы Поневеж, праведного раби Йехезкеля Левинштейна, времен Шестидневной войны. Эти выступления были изданы, они отражают чистоту и величие души автора, вдохновляя нас и сегодня.
Вот выступление от 27 Ияра 5727 года (6 июня 1967).
Кто пережил те дни, помнит период угнетенного ожидания, сбивчивую речь главы правительства, когда шоссе Ротшильда готовили под кладбище для массовых захоронений, помнит, как распространялись угрожающие сообщения арабских стран… А затем — спасение от Всевышнего пришло в мгновение ока: все вражеские самолеты были уничтожены на их базах, противник сломлен. И вот уже Шхем в наших руках, а затем и Хеврон, и Бейт-Лехем, и мы уже готовы отвоевать Западную Стену в Иерусалиме — единственное, что осталось от нашего Храма. Чье сердце не сжималось в те дни, кто потом не плакал от радости!
Машгиах продолжил свою речь:
И отчего же была эта радость? Как можно было ликовать? Ведь погибли солдаты, для многих это был траур, горе, сиротство! Как можно было не плакать о раненых, не ощущать вместе с ними их боль? И как можно было проявлять легкомыслие, если война еще не закончена и тысячи евреев всё еще на поле боя, в опасности? Может ли наше сердце не биться вместе с их сердцами, можем ли мы оставаться спокойными? Ведь основой иудаизма является закон: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Таково великое правило Торы — переживать страдание другого, «принимать на себя груз забот ближнего» (Пиркей Авот 6:6).
Более того, если кто-то абсолютно спокоен в такое время, он словно говорит, что, на его взгляд, исход войны определяется на фронте, а там люди добросовестно выполняют свою работу. Но мы-то знаем, что исход войны определяется на Небесах, а там работает совсем другое «оружие»: каждый изученный лист Гмары — как бомба, каждая прочитанная глава Теилим — как напалм! Еще молитва, еще учеба, еще больше трепета — и тогда пострадает меньше солдат и победа достанется нам легче. Кто знает это, не может оставаться безмятежным, не позволяет себе легкомыслия. Он знает, что сам находится на фронте, и приложит всемеро больше усилий.
Эти слова были сказаны во время войны. Но они остаются актуальными всегда, потому что всегда есть множество напастей. Страшная эпидемия еще не закончилась, люди болеют и страдают. На дорогах — аварии, есть проблемы с работой, напряженность в обществе и т. д. Как можно оставаться равнодушными, сидеть сложа руки, когда мы могли бы облегчить или даже предотвратить проблемы, выполнив еще одну заповедь, изучая Тору, молясь, проявляя милосердие. Мы можем оказаться среди тех, о ком сказано: «Исполнивший одну заповедь счастлив, ибо склоняет этим чашу весов в свою пользу и в пользу всего мира» [2] .
Как можно остаться в стороне и нарушить запрет: «Не стой на крови ближнего своего»? Мы умножим Тору и заповеди, молитвы и милосердие — и так умножим свои заслуги и заслуги многих других вместе с нами. Сделай добро — и получишь добро!
Отец и сын шли по горной дороге. Вдруг сын споткнулся на крутом выступе и вскрикнул:
— Ааааааа!!
Неожиданно он услышал точно такой же крик с гор:
— Ааааааа!!
Удивленный сын прокричал:
— Ты кто?
И голос немедленно ответил ему вопросом на вопрос:
— Ты кто?
— Чего ты от меня хочешь? — закричал ребенок.
— Чего ты от меня хочешь? — раздалось в ответ.
Рассердившись на такую реакцию, сын крикнул:
— Ты трус!
Странный голос не остался в долгу:
— Ты трус!
Со слезами на глазах ребенок спросил у отца:
— Что здесь происходит?
Папа улыбнулся, шагнул к краю утеса и прокричал:
— Ты чемпион!
— Ты чемпион!
Ребенок был очень удивлен.
— Люди зовут это эхом, — пояснил отец. — Но, по правде говоря, такова наша жизнь. Она возвращает тебе то, что ты даешь ей. Наша жизнь — отражение наших действий. Всё, что мы говорим, делаем или думаем, возвращается к нам. Поэтому, если хочешь увеличить любовь в мире, дари любовь своего сердца другим людям.
Любое наше действие, мысль или слово влияет на материальный мир и на всё творение. Каждый раз, когда исполняем заповедь или, не дай Б-г, совершаем грех, мы фактически как-то воздействуем на высшие миры, запускаем всю систему, которая, в свою очередь, воздействует на нас, возвращает нам наше действие. Помните: тому, кто совершает добрые дела (а к делам относятся и мысли, и слова), Творец мира возвращает это добро! (Маайан а-Шавуа).
[1] Машгиах — буквально «наблюдатель» или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал лекции по Мусару — этике и еврейскому мировоззрению.
[2] Сказано в Талмуде (Кидушин 40 б): «Человек всегда должен считать себя наполовину грешным, а наполовину праведным, и весь мир как бы наполовину грешным, а наполовину праведным. Если он выполняет одну заповедь, он заслуживает благословения — ибо тем самым склоняет чашу весов в свою пользу и в пользу всего мира; если он нарушает заповедь, да помогут ему Небеса: ведь он изменяет равновесие в худшую сторону и для себя, и для всего мира».
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Бенцион Зильбер
Один из путей выполнения обряда Капарот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рина Гинзбург
На фотографии изображена еврейская семья, которая проводит обряд Капарот.
Рав Берл Набутовский
Капарот — жертвоприношение?
Рав Реувен Куклин
Если деньгами, а не курицей?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Пусть лучше это случится с курицей…
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Берл Набутовский
Что делать тому, кому по справедливости положена смерть?
Рина Гинзбург
Евреи проводят обряд Капарот в Иерусалиме.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона