Темы: Воспитание детей, Итро, Оцарот, Зажигание свечей, Молитва, Материнство, Рассказы
«Так скажи дому Яакова и возвести (тагид) сынам Израиля…» (Шмот 19:3). Раши комментирует: «Так скажи — таким языком и в таком порядке; дому Яакова — это женщины, с ними говори мягко; возвести сынам Израиля — словами жесткими, как сухожилия (гидим), объясни мужчинам».
«Таким языком и в таком порядке» — женщинам надо сказать прежде, чем мужчинам. К женщинам следует обращаться уважительно и вежливо, разговаривать с ними мягко и с улыбкой на лице. Почему так?
Рабейну Бехайе объясняет: «Потому, что хорошая жена привлекает (детей) к изучению Торы. Она может послать сына в бейт-мидраш, пока сама находится дома. Она способна самыми разнообразными способами привлечь его сердце с юности к изучению Торы, и, когда сын состарится, он не сойдет с этого пути».
Далее Рабейну Бехайе пишет: «Поэтому женщине подобает молиться Б-гу Благословенному, когда она зажигает субботние свечи — и это заповедь, возложенная на нее, — чтобы Б-г даровал ей детей, которые раскроют свет Торы. Ведь молитва лучше слышна в момент исполнения заповеди. И в заслугу зажигания субботней свечи, которая дает свет, женщина удостоится детей, сведущих в Торе, которая также названа светом, как сказано: “Ибо заповедь — свеча, и Тора — свет” (Мишлей 6:23)».
Каждой еврейской матери важно знать, как велика ответственность, возложенная на нее. Она заботится о воспитании детей. А Творец не возлагает ответственность, не дав сил и способности нести ее. Женщина способна соединить свое потомство с Традицией и привить ему веру!
О силе молитвы при зажигании свечей рассказывает рав Гоэль Алкриф. Он был на трапезе, устроенной учениками 8-го класса религиозной школы «При Хадаш» по случаю завершения изучения талмудического трактата.
Там выступил один из преподавателей и рассказал об ученике, который до шестого класса не воспринимал вообще ничего из того, что изучали в школе, и ничего не знал. Однажды на уроке Гмары преподаватель услышал оригинальный вопрос по изучаемой теме. Он очень удивился, так как в той стороне класса, откуда раздался вопрос, сидели слабые ученики, от которых требовалось только вести себя тихо и не мешать. И вдруг один из этих детей задает толковый вопрос.
Преподаватель спрашивает его:
— Кто-то занимался с тобой Гмарой в последнее время?
— Нет, — отвечает мальчик.
— Ты понял сейчас всю эту цепочку рассуждений Гмары? — продолжает преподаватель.
— Да, — простодушно подтверждает ученик.
На следующий день этот ученик снова задал интересный вопрос и сам предложил на него хороший ответ. Когда это повторилось и на третий день, учитель подошел к директору школы и рассказал, что у него на уроке происходит кое-что необычное. Директор посоветовал ему позвонить матери ребенка и сообщить, что с ее сыном, которому учителя раньше даже не знали, как помочь, случилось чудо: он открыл уста свои в мудрости — спрашивает и отвечает.
— Скажите, что вы сделали? К кому вы обращались, что за репетитор занимался с ним?
Мать начала, волнуясь, свой рассказ:
— Послушайте, в один прекрасный день ребенок приходит домой и говорит: «Мама, я просто в отчаянии. Я ничего не понимаю в классе». И плачет. А я ему говорю: «Я молюсь за тебя, когда зажигаю субботние свечи, но, похоже, моей молитвы недостаточно. Подойди и постой рядом со мной, когда я зажигаю свечи, помолись со мной вместе — быть может, Всевышний поможет тебе».
И вот, когда я зажигала свечи, ребенок подошел и встал рядом. Мы вместе молились и плакали. Когда отец и остальные дети увидели, что мы делаем, они заулыбались, но на следующей неделе папа понял, что дело серьезное. Он тоже встал рядом со свечами и присоединился к молитве. На третью субботу остальные дети тоже приняли участие. Вот так мы провели три молитвы, и у ребенка открылся разум.
Учитель продолжил рассказ: этот ребенок окончил восьмой класс, а затем был принят в очень хорошую ешиву.
Такова сила настоящей молитвы. Обычно мы просто не можем ни оценить, ни представить себе, какую силу даровал нам Святой, благословен Он. Надо молиться, просить за себя и не ждать, пока за нас помолятся другие. «Лучше молитва больного (за себя), чем молитва других за него» (Раши к Берешит 21:17).
Это верно не только, когда речь идет о болезни, но и когда речь идет о любой другой проблеме. Когда люди приходили к Хафец Хаиму и просили помолиться за них, он отвечал им: «Прежде всего, помолитесь за себя сами. Ваша молитва поможет вам лучше, чем моя» (Бэха Батахну).
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Берл Набутовский
Каков первый шаг к подчинению самому себе?
Рав Даниель Маршальский
Зачем нужен страх?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»
Рав Ашер Кушнир
Я изучаю каббалу уже лет 5…
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Овадья Климовский
Как сделать так, что бы движущей силой развития был всё-таки не страх, а что-то более приятное?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Яков Шуб