«И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше, до того, что стал весьма великим» (Берешит 26:13). Почему в этом стихе повторяются слова, описывающие величие Ицхака?
Раби Яаков-Хаим Софер, автор книги «Каф а-Хаим», пишет: это показывает нам, что величие, которого добивается человек, сохранится и сможет стать постоянным, только если оно приходит постепенно, шаг за шагом. Если же величие придет разом и человек в одно мгновение окажется выше других людей — по богатству или по власти, есть риск, что это величие не будет долгим. Из-за зависти или по иным причинам.
Поэтому сказано в Торе: «И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше…» Наш праотец Ицхак достиг величия, которое осталось с ним навсегда, в том числе и потому, что пришло к нему не разом, а постепенно.
Это же относится и к духовному величию: необходимо проявлять осторожность, чтобы не взлетать сразу на слишком высокую ступень.
Гмара (Менахот 43 б) объясняет, что тхелет в цицит призвана напоминать нам о престоле Славы. Каким образом? Голубая нить цветом подобна морю, море подобно небу, а небо подобно престолу Славы.
Если, в конце концов, цвет нити должен напоминать о престоле Славы, почему же не сказать об этом сразу? Зачем упоминать еще море и небо?
Раби Моше Файнштейн отвечает: это показывает нам: чтобы подняться на самый верх, нужно восходить ступень за ступенью, пока не достигнем престола Славы. Невозможно за один раз без особого труда подняться на высокий духовный уровень. Нельзя просто так достичь вершины, конца процесса, престола Славы. Лишь путь, который лежит через труд и усилия, ступень за ступенью, ведет человека вверх.
И даже если иногда мы падаем с той ступени, на которую взобрались, нужно всегда помнить, что Творец любит нас и ожидает, что мы постараемся вновь подняться.
Важно помнить: часто мы падаем, спотыкаемся и оказываемся в ямах, которые сами себе вырыли. Иногда падаем очень низко: поступаем дурно, разочаровываем себя и друзей — и после этого чувствуем себя никчемными. Как посмотреть вверх? Как можно взглянуть на небо? Но следует знать: каждый из нас похож в глазах Творца на денежную купюру — даже если ее роняют на землю, пачкают и наступают на нее ногой, она не теряет ценности. Наша ценность в глазах Творца никогда не падает! (Оцротэйну)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»