Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет у Святого, благословен Он, в этом мире ничего, кроме сокровищницы боязни Неба»Вавилонский Талмуд, Брахот 33 б

Наш раввин говорит, что Б-г не человекоподобен, но некоторые места в Писании вызывают сомнение...

Темы: Речь, Материя, Пророчество, Время, Пророки, Материальность

Отложить Отложено

Шалом! Наш раввин говорит, что Бог не человекоподобен и что слова «ходит», «смотрит», «слушает», «вспоминает» и т. д., когда речь идет о Б-ге, нужно понимать иначе. Но вот есть такие конкретные места в Писании, к которым хотелось бы ваших комментариев.

Пророк Миха рассказывает царю: «Я видел Господа, сидящего на престоле Своём» (Диврэй а-Йамим II 18:18), пророк Йешаяу поэтически описывает одно пророческое видение: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком» (Йешая 6:1), пророк Йехезкель также говорит: «И видел я: вот на своде, который под главами Херувимов, как бы камень сапфир, как нечто похожее на престол» (Йехезкель 1:26), пророк Ирмияу говорит: «Престол славы, возвышенный от начала, есть место святилища нашего» (Ирмияу 17:12). Н.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Н.,

Ваш раввин, конечно, совершенно прав. Более того, Рамбам включил положение об отсутствии любой «телесности» и «образа телесности» у Творца в тринадцать основ иудаизма. Это третий принцип: «Единый — не обладает телесностью и не является силой, проявляемой в телесности, не относятся к Нему телесные явления», «нет у Него никакого образа вовсе».

Это вытекает из второго приведенного там принципа, что Всевышний — един. И Он — абсолютное и бесконечное единство. У абсолютной же бесконечности нет границ, и, следовательно, формы, образа, ее ничему невозможно уподобить. Так как есть бесконечности ограниченные, относительные. Например, прямая или плоскость бесконечны, но только в определенных измерениях, в других же измерениях — нет, и потому они обладают некой формой. Так же обстоит дело с пространством, временем и любыми другими категориями в мире. Если же мы пробуем представить что-либо не ограниченное ни пространством (т. е. что-то не находящееся внутри пространства, с любым числом измерений), ни временем, ни любыми рамками качеств, которые мы можем вообразить, — наше сознание теряется и возвращается к своим границам. Оно не способно вместить безмерную бесконечность, поскольку само конечно.

Потому приписывание Всевышнему любого образа абсурдно.

Образы же, упоминаемые в Писании, наши мудрецы объясняют так. Тора говорит на языке человека, использует термины, понятные нам, для описания того, как Всевышний управляет миром, для описания Его ДЕЙСТВИЙ в нем. Ведь действия Всевышнего проявляются в мире, это очевидно: весь мир — Его творение, раскрытие Его воли и замысла. Он дает существование всему каждое мгновение, во всем виден Его «надзор» над миром и руководство им.

В приводимых Вами стихах из книг пророков о Его престоле (троне), свите и т. п. речь идет об ограниченных творениях, «проводящих» воздействие Всевышнего в мир. Здесь пригодны понятные нам термины. Что же касается стихов, говорящих, казалось бы, о Нем Самом, о Нем «на престоле Славы», — то, в действительности, и в них речь идет о Всевышнем, Проявляющем Себя в мире Своими действиями, о глубоких тайнах начала раскрытия в мире Его воздействия. И, как сказано, «говорила Тора языком людей».

Однако здесь стоит объяснить больше (хотя эта тема очень глубока и обширна, мы можем только прикоснуться к ней). Всевышний пожелал раскрыть знание о Себе в сотворенном Им мире. Прежде всего знание о том, что Он существует, творит мир и вершит Свои деяния в нем. Однако вместе с тем, Он желает раскрыть и качества, присущие Ему, в Своих деяниях в мире. Будем здесь осторожны, чтобы не ошибиться: речь не идет о Его бесконечности, запредельной для мира, — здесь невозможны, как упоминалось, никакие «качества».

А речь идет о качествах Его раскрытия и действия в мире, избранных по Его воле. Он пожелал, чтобы через них мы узнали о Нем в этом мире. Узнали о Нем и «узнали Его». И поняли, что эти качества хороши, и тоже научились бы им, чтобы стать «похожими» в этом на Него и, таким образом, приблизиться к Нему. Научились бы любить Его и следовать Его воле. Поэтому, когда Тора говорит о Всевышнем, пользуясь доступным нам языком, она говорит о Его действиях. И вместе с тем Тора сообщает нам о Нем Самом, Раскрывающемся в этих действиях.

И еще, чтобы правильно воспринимать подобные описания и, вообще, все «образы» в книгах пророков, нам необходимо знать, что именно так пророк получает пророчество, «сообщение» от Всевышнего. Это необходимо для того, чтобы сообщение было принято и понято пророком. Сначала он «видит» (пророческим видением) образ, «изображение», которое ему посылает Всевышний и которое является намеком на настоящую суть и содержание пророчества.

Но этим пророчество не ограничивается. Затем пророк поднимается на более высокий уровень понимания и «расшифровывает» видимый образ, извлекая из него глубинный смысл, являющийся настоящей сутью пророчества. Однако это внутреннее содержание в силу его глубины и запредельности не вмещается ни в какой образ, его невозможно записать и передать словами. Поэтому в пророчестве передается лишь изначально полученный образ.

Надеемся, что удалось ответить на Ваш вопрос.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме