«И явился Б-г Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я эту землю. И построил он там жертвенник Б-гу, Который явился ему» (Берешит 12:7). Когда наш праотец Авраам пришел в Страну Израиля, он получил от Всевышнего два обещания. Исполнение каждого из них должно было стать огромным счастьем для него и его жены Сары. Первое — что у него после долгих лет бесплодия, когда ему будет уже сто лет, родится сын. Второе — что Земля Израиля будет отдана избранному народу, который произойдет от его потомства.
Можно было бы ожидать, что Авраам, получив эти обещания, восхвалит Творца и принесет благодарственные жертвы. Но, как отмечает «Ор а-Хаим», размышляя над текстом, мы видим, что Авраам благодарен совсем за другое.
«И построил он там жертвенник» — в благодарность за что? «Б-гу, Который явился ему». Авраам благодарен Б-гу за то, что явился ему, что Б-г впервые открылся ему. «Ор а-Хаим» поясняет: несомненно, Авраам возблагодарил Б-га и за землю, и за сына, но самое значимое и возвышенное для него — это сама близость к Всевышнему. За неё он испытывал самую великую благодарность.
В книге «Путь праведных» Рамхаль говорит о близости к Б-гу как о наслаждении, ради которого и был создан человек: «Ведь человек был сотворен ни для чего иного, как наслаждаться близостью к Б-гу, испытывать блаженство от сияния Его Шхины. Это истинное наслаждение и великое блаженство среди всех, какие можно найти. Ведь настоящее совершенство — это лишь причастность к Нему, и об этом говорит царь Давид: “…близость Б-га — благо для меня” (Тeилим 73:28)».
И мы, стоя в молитве перед Царем царей, прося о здоровье, заработке и т. д., должны помнить, что не это главное. Истинная цель — наслаждаться близостью к Б-гу. Само то, что мы удостоились стоять и молиться перед Творцом, Слышащим наши просьбы, приближаться к Нему, — великий подарок.
Раби Йосеф-Хаим в книге «Бен Иш Хай» (ч. 1, гл. 3) приводит следующую притчу.
Два человека удостоились милости царя: он решил выдавать им из казны 360 золотых ежегодно. В той стране был обычай — тому, кто получает царский подарок, разрешают войти во дворец и поблагодарить монарха лично.
Царь предложил им на выбор один из двух вариантов: либо получать раз в год всю сумму, либо разделить ее так, чтобы каждый день получать по одной монете. Первый выбрал 360 золотых сразу в начале года, чтобы не утруждать себя каждый раз походом во дворец, а второй решил брать по монете в день.
Слуги царя были удивлены: зачем ему такие хлопоты — каждый день приходить ради одной монеты? Тот человек ответил им: «Моя радость от денег не сравнится с многократно большей радостью посещения царского дворца, когда я собственными глазами вижу величие царя. Вот почему я решил получать по одному золотому в день — чтобы иметь возможность видеть лицо моего царя и благодарить его за проявленное милосердие» (Оцротэйну).
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь