Темы: Недельная глава, Балак, Билам, Авраам, Рассказы
«Как хороши шатры твои, Яаков, обители твои, Исраэль!» (24:5) Наш учитель раби Моше бен Маймон объяснил это так: «добрый глаз» означает способность довольствоваться малым. «Низкая душа» — это сдерживание себя, «приниженный дух» — смирение. Напротив них есть другие качества: «злой глаз» — лихорадочная гонка за деньгами, «широкая душа» — пристрастие к чувственным наслаждениям, «высокий дух» — гордыня.
У нашего праотца Авраама мы находим умение довольствоваться малым, когда он отказался от добычи царя Сдома, сказав: «Разве возьму от нитки до шнурка обуви?» Мы также видим у него сдержанность и терпение, когда он говорит Саре при спуске в Египет: «Вот же, знаю, что женщина красивая видом ты», а наши учителя объясняют, что до тех пор он не замечал этого. Смирение его мы находим в словах: «Я прах и пепел».
А Билам гнался за деньгами и специально пришел из Арам-Наараима, чтобы проклясть народ Израиля ради денег, которые ему заплатили. Его вожделение раскрылось во время порочного замысла отдать дочерей Моава, чтобы те ввели в грех сынов Израиля. В гордыне своей Билам хвалился, что ведает «высшее знание» и слышит речения Б-га.
Три указанных добродетели стали известны в связи с именем Авраама, и потому каждый, кто развивает их у себя, зовется его учеником, так как следует его путем. А три порока связывают с именем Билама, и тот, в ком они присутствуют, считается его учеником.
Сила Билама — в его устах. У некоторых людей действительно есть дурной глаз, и их проклятье обретает силу (да спасет нас Милосердный!) Но у дурного глаза должно быть нечто такое, на что он может упасть, за что зацепиться. Проклятье может привязаться лишь к чему-то особенному. Билам пошел посмотреть: «И вознес глаза, и увидел Израиль, живущий по коленам своим. И изрек притчу, и сказал: как хороши шатры твои, Яаков, обители твои, Исраэль!» Яаков и Исраэль упомянуты в единственном числе, а «шатры и обители» — во множественном.
«Потому что видел их входы, которые не были расположены друг напротив друга». Каждый шатер и обитель — сами по себе, отдельно. Они не жили один у другого, постоянно мозоля глаза друг другу, красуясь новой машиной, включая музыку на весь район, рассказывая соседям, что купили, и сколько это стоило. Если входы их не расположены друг напротив друга, то дурному глазу Билама не на что пасть и не за что зацепиться.
Такова одна из болезней общества. Все устремления человека — к пустому хвастовству. Причина в том, что во внутреннем мире ничего нет, и тогда акцент переносится на внешнее. Если же акцент делать на строительстве внутреннего, на укреплении веры и усилении упования на Творца, на улучшение молитвы и изучение Торы, тогда для хвастовства уже не останется места. Поэтому два объяснения переплетаются друг с другом: «Как хороши шатры твои, Яаков!» — это синагоги и дома учения. Следовательно, и входы в жилища не расположены друг напротив друга, и гостиная дома не открыта на улицу…
Впрочем, мы должны знать, что перед нами еще стоит большая работа. Невозможно укрепиться в вере и уповании за один день. Этот процесс требует времени и усилий. Подкрепим это красивой притчей.
Йоси решил устроить диету и укрепить мышцы живота. Для этого он записался в тренировочный зал. Но когда он впервые пришел туда, то обнаружил, что в помещении нет тренажеров. Он подошел к администрации и спросил: «Где же беговые дорожки, велосипеды, штанги? Где все тренажеры?»
Ему ответили: «Мы решили проявить милосердие. Вместо того, чтобы ты уставал и потел на тренажерах, мы устроили для тебя зал с удобными диванами и горячими напитками. Так что угощайся».
Йоси рассердился: «Вы что, смеетесь надо мной? И это называется тренировочный зал? Я пришел сюда, чтобы укреплять тело, а не расслабляться. Хочу быть сильнее, трудиться и потеть, ведь лишь так я наращу мышцы».
Кто же из них по-вашему прав? Йоси или администрация зала? Очевидно, прав все-таки Йоси.
Аналогичным образом, друзья, человек приходит в этот мир, а Творец дает ему разнообразие тренажеров, чтобы с их помощью развиваться и совершенствоваться. Эти тренажеры включают жизненные трудности и испытания. Это именно то, что помогает строить человека и возвышает его!
Каждое испытание, успешно пройденное, возносит человека и поднимает его на более высокую ступень, чем та, на которой он находился прежде. И чем труднее испытание, тем к более высоким вершинам взлетает человек вследствие этого.
Если бы все было просто и ясно, и перед ним расстилали красный коврик к Торе и заповедям, без страстей и борьбы, без тренажеров, то за что ему полагалась бы награда? Но когда у человека есть страсти внутри и соблазны снаружи, а он пользуется ими как тренажером, чтобы закалить себя и укрепиться на пути к Б-гу, ему удается подготовить душу к духовной жизни, благородной и возвышенной. И делает это он уже в этом временном мире, но главным образом — для будущего вечного мира.
Помните: все время, пока душа в теле, она может укрепляться и возвышаться — через то, что оберегает глаза, соблюдает шаббат, сдерживает гнев, исправляет личные качества. Когда человек покинет этот мир (а мы все его покинем), уже не будет возможности ничего исправить (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский