«А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный» (20:18). В этой недельной главе мы учим, как народу Израиля было заповедано разместиться вокруг скинии, а на следующей неделе наступит праздник Шавуот, в который мы будем переживать предстояние у горы Синай. Удивительную мысль на эту темы мы нашли в книге «Хаей Олам»: события у горы Синай были чем-то вроде временного храма для пребывания Славы Б-жьей.
Единая линия связывает нашу главу с Шавуот: это нисхождение Шхины к народу Израиля — как у горы Синай во время дарования Торы, так и в скинии, и в храме.
Чудесно, но здесь-то мы и подходим к главному открытию. Вот что говорится в Мехильте, слова которой приводятся в Ялкут Шимони: «"А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный". Кто помог ему в этом? Его смирение! Как сказано: "А человек этот, Моше, скромнее всех людей, что на поверхности земли". Писание сообщает, что с каждым, кто скромен, в итоге будет пребывать Шхина на земле, как сказано: "Так сказал Высокий и Превознесенный, обитающий вечно, свято Имя Его: в вершинах святых буду обитать, но и вместе с подавленным и низким духом" (Ишайяу 57:15). И сказано: "Вот на кого посмотрю: на бедного и увечного духом», и сказано: "Жертвы Всесильному — дух сокрушенный"».
Наши учителя уже сказали, что как поднимался Моше Рабейну на гору Синай, так и заходил он в любое время в шатер откровения. По словам Мидраша, это было возможно, поскольку он был колесницей для Шхины благодаря своему смирению.
Есть обычай в народе Израиля — украшать синагоги и квартиры зелеными ветками и цветами в Шавуот. Украшение синагог понятно, поскольку это чертоги Торы и трепета, и как цветы покрыли Синай, так они расцветают у нас в праздник дарования Торы. Но зачем делать это в домах?
Потому что дома, даже если это и не гора Синай, подобны обители Шхины. «Муж и жена, если удостоились, — Шхина между ними». И чем же они удостаиваются пребывания Шхины в доме? Истинным смирением и взаимными уступками.
Корень всякого упрямства лежит в гордыне, а корень уступчивости — в смирении. Когда упрямство торжествует, «огонь поедает тебя». И это не огонь с Синая, который приходит свыше, а огонь ссор и соперничества, огонь распрей, адский огонь, да спасет нас Милосердный.
Превратим же наши обители в место пребывания для Шхины, в цветущий райский сад, в источник света. Сделаем это со смирением и уступчивостью, откроем новый лист, стирая всякую недоброжелательность, со светлым лицом и терпимостью (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его