Темы: Кашрут, Шхита, Оцарот, Рав Овадья Йосеф, Рассказы
«Судей не проклинай» (22:27). 69-я заповедь — не проклинать судей. Один из корней этой заповеди — сделать так, чтобы судьям не приходилось бояться подсудимого и его проклятий, и чтобы они могли выносить истинный приговор. Есть и другая польза от этой заповеди: когда проклинают судью, это приводит ко многим проблемам. Толпа народа по глупости своей начинает его ненавидеть. Если не запретить проклинать его, возможно, против него восстанут. Как сказал один мудрец царю о народе: остерегайся, чтобы не сказали, поскольку если скажут, то сделают, и в этом будет большое зло.
Из следующей истории можно выучить, насколько требуется защищать судей от страха перед подсудимыми, чтобы они выносили правильные приговоры.
Рассказывает рав Ицхак Зильберштейн. Несколько лет назад к нам подошел Б-гобоязненный врач доктор Йорам Бантель, бывший руководителем отделений в нескольких крупных больницах, и задал трудный вопрос.
На большом съезде врачей, проводимом в другой стране, присутствовали представители трех религий, и доктора Бантеля пригласили представлять иудаизм в вопросе, поставленном на повестку. Врач пришел ко мне и спросил, какое дело ему до всего этого съезда. Быть может, он случайно скажет что-то неподобающее и причинит больше вреда, чем пользы. Не лучше ли отказаться от участия?
Я ободрил его, чтобы он выполнил возложенную на него задачу, и рассказал кое-что о гаоне раби Овадии Йосефе. Благодаря чему он достиг всего, что достиг? — однажды спросил я на собрании сефардских общин. Каждый отвечал со своего ракурса, а я сказал, что, как мне кажется, знаю ответ на это…
Все помнят, как наш учитель вернул на достойный уровень сефардский иудаизм, но не помнят, как он работал главным раввином в Египте. Там он самоотверженно трудился во славу Творца и даже несколько раз подвергал себя опасности, чтобы уберечь религию.
Когда он приехал в Египет, — рассказал я слушателям, — в этой стране ситуация с еврейской шхитой была удручающей. Гаон раби Овадия, бывший тогда молодым аврехом, решил устроить все наилучшим образом и не побоялся навлечь на себя гнев шохетов. Однажды он лишил свидетельства о кошруте один мясной магазин, и посреди ночи к нему пришел мясник с ножом, желая прирезать его. Раби Овадия не испугался угроз и продолжил самоотверженно заботиться о кошерной шхите.
Я обратился к доктору Бантелю и сказал: «Давайте задумаемся, кто заставил раби Овадию так поступать? Он ведь тоже мог сказать “какое мне дело до всех этих проблем?” Тем более, если приходится идти против всех этих угроз со стороны мясников!»
Но он так не сказал, а вместо этого готов был пожертвовать собой во славу Б-га. И если спросите меня, в этом и заключается причина его взлета на столь высокие ступени, которых он достиг при жизни.
Так и Вы, — сказал я врачу, — не уклоняйтесь от задачи, которая к Вам пришла, а гордо представляйте Тору Израиля в тех вопросах, что встанут на повестке. С Б-жьей помощью Вы во всем преуспеете.
Кстати, когда однажды я послал моего зятя, рава гаона Элиэзера Рота, к нашему учителю гаону раби Овадии Йосефу, то попросил его упомянуть при нем то, что я сказал врачу по поводу его успеха. Рав Рот повторил все это перед учителем, а тот расчувствовался, услышав такое, и полностью подтвердил мое предположение. Так или иначе, мы выучили, насколько важно защищать судей от страха перед подсудимым, чтобы их приговор был правильным (Мицвот бе-Симха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский