Темы: Кирув, Оцарот, Помощь, Рассказы, Любовь к ближнему, Отношения с людьми
«И было в те дни, и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (2:11). Святой Альших написал в комментарии к этим словам следующее:
«Написано: “и было в те дни”, но эти слова лишние. Разве кто-то не знает, что он рос в те дни? Но нам известно, что в любом месте, где говорится “и было”, это указывает на время бедствий. С этим мы подойдем к вопросу. Суть в том, что это учит нас: когда какой-либо человек из народа Израиля возвышается к величию, пока весь остальной народ пребывает в беде, ему не следует говорить “да будет мир с тобой, душа моя”, в беде он должен быть вместе с ними».
Так и здесь: Моше Рабейну (Моисей), мир ему, рос во дворце фараона, фактически являясь приемным сыном могучего царя и управляя всем в его доме. Он также узнал и свою настоящую семью, а колено левитов не было порабощено в Египте. Моше мог наслаждаться благами двух миров — учить Тору от своего отца, великого мудреца поколения, вместе со своим братом-пророком, и дарить им множество благ из царского дома. Но пока остальные колена Израиля стонали под бременем рабства, он не мог найти себе покоя: «И вышел к братьям своим», к представителям других колен, «и увидел их страдания».
Наша Тора — вечная, ее указания вечны для каждого человека в каждом поколении. Приведенная фраза кричит и взывает к каждому, кто изучает Тору: «Где ты? Как ты можешь сидеть во дворцах, наслаждаться в роскоши учебных залов, записав себя в “колено левитов”, когда твои братья жаждут слова Б-жьего, хотят попасть на урок Торы, на укрепляющую веру беседу, ищут капли утешения!»
Однажды гаону раби Исраэлю из Саланта рассказали о возвышенном праведнике по имени раби Лейб Хасид из Кельма и о его чудесных актах милосердия. Рав задал один вопрос: «Этот раби Лейб хоть раз подошел к продавцу в магазине, который весь день трудится ради заработка, и предложил ему: я постою вместо тебя за прилавком, а ты сходи в бейт-мидраш послушать урок и прочесть псалмы?» Если он сделал так, то он и вправду заслуживает прозвище Хасид и всю сопуствующую похвалу.
«И вышел к братьям своим, и увидел их страдания» — таков путь избавителя Израиля: «Он говорил каждому: кто бы поставил меня вместо тебя!» (Шмот Раба 1:12). Моше спустился к народу, выслушивал их боль, ободрял и утешал их. Он впустил луч света в их жизнь! (Майян а-Шавуа).
Один из жителей Кирьят Вижниц в Бней-Браке спал крепким сном, и увидел во сне праведного автора книги «Имрей Хаим» из Вижница, который спросил его: «Что там творится с Моти Меиром?»
Тот удивился. Он не знал человека с таким именем. Но раби продолжил увещевать: «Почему вы не заботитесь о нем?»
Спящий сказал, что не знает его, но раби настаивал на своем: «Прошу, чтобы ты взял его к себе и обучал его час в день».
Спящий спросил: «Где же мне найти его? Я ведь не знаком с ним».
«Я приведу его к тебе, — ответил раби, — завтра в семь тридцать стой на перекрестке Вижниц, а он пойдет навстречу тебе».
Наш хасид встал в растерянности и рассказал сон жене, а та заявила: «Попробуй и увидишь. Помолись рано и жди там».
Он окончил молитву и в половине восьмого утра встал ждать на перекрестке. Молодые люди проходили мимо него, одни шли на молитву, другие возвращались с нее. Внезапно перекресток перешел нерелигиозный парень странного вида. Тот обратился к нему: «Это ты Моти Меир?»
Парень остолбенел и напрягся: «Да, чего ты хочешь?»
«Раби явился мне ночью и велел выйти с тобой на связь».
Глаза юноши прищурились от подозрения: «Откуда мне знать, что эта история не выдумана для того, чтобы приблизить меня к религии?»
Он был в горьком состоянии, полон негативных эмоций. Его отец умер, когда он был еще очень молод. Он стал деградировать, попал в армию, где сбросил с себя всякие остатки религиозности.
Хасид не был готов к такому вопросу, но сразу же на месте нашел, что ответить: «Пойдем ко мне домой, ты постучишь в дверь. Моя жена откроет, скажи, что ты Моти Меир, и посмотри на выражение ее лица».
«Кроме того, — добавил он, — может, ты еще объяснишь мне, почему я стою тут на перекрестке в семь тридцать утра и откуда знаю, что ты будешь здесь проходить. Откуда мне знать твое имя? Раби велел нам учиться час в день».
Парень согласился: если это все, чего хочет раби, он не возражает. Установили время, чтобы учиться час в день. Он вернулся к своим корням, бросил университет и стал учиться в ешиве «Тора ве-Эмуна» в Иерусалиме. Один из его учителей там, раби Мордехай Нойгершель, слышал эту историю из его уст (Майян а-Эмуна)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?