«И пришел Авраам произнести погребальную речь о Саре и оплакать ее» (23:2). Нужно понять, почему на самом деле Сара умерла. Ведь человек не терпит ущерба от выполненной заповеди.
Гаон раби Йеуда Элбаз в книге «Швут Йеуда» дает объяснение: на самом деле Сара умерла, потому что настало время покинуть этот мир, установленное для нее изначально. Но Сатан может выбрать, каким способом отнять душу человека. Будучи мастером в создании иллюзий, он создает совпадение нескольких событий и стремится забрать человека так, чтобы окружающие его люди усомнились в своей вере. В данном случае он выбрал использовать испуг от известия о жертвоприношении Ицхака.
Такова причина того, что Сара — единственная из святых матерей, количество лет у которой в точности названо в Торе: «И было лет жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Поэтому не будем ни на секунду думать, будто она умерла преждевременно из-за известия о жертвоприношении сына. Просто Всевышний установил для нее такое число лет. В Мидраше (Берешит Раба 58:1) сказано о смерти Сары: «И знает Б-г дни непорочных — как праведники непорочны и цельны, так дни и годы их непорочны и цельны».
В сердцах членов семьи, которые пережили несчастье, обычно возникают угрызения совести. После событий они склонны осмыслять и раздумывать над тем, как себя вели. Иногда им кажется, что можно было делать для умершего близкого человека больше, чем они делали, — возможно, оказать ему лучшие медицинские услуги, обратиться к более профессиональным врачам. Такие мысли сжимают их сердца, не давая покоя.
Но, по правде говоря, такие помыслы — это уловка злого начала. Оно внедряет к нам сердце мысль, будто другая модель поведения с нашей стороны могла принести другие результаты. Но это не так: пока мы способны делать усилия, обязаны делать все, что можем. Но когда ситуация уже решилась хорошим ли путем или каким-то иным, не остается места для ретроспективной критики против тех или иных решений.
Об отце гаона раби Эзры Атии рассказывают, что однажды он сильно заболел. Его родные хотели вызвать врача, но сделать это не удалось, поскольку у них не было ни копейки. Состояние больного ухудшалось, он дошел до предсмертного состояния. Поскольку ждать было уже невозможно, родные продали домашнюю утварь и на эти деньги вызвали врача.
Вошел врач в комнату больного, и его лицо помрачнело: «Вы только сейчас догадались меня позвать?! Сейчас состояние отчаянное! Уже ничего не поделать!»
Праведный отец отошел в мир иной, оставив после себя сына — раби Эзру, которому было тогда лишь 15 лет. Он и его мать пребывали в большом горе. «Если бы мы постарались чуть лучше, — мучала их совесть, — если бы пораньше продали вещи, возможно, спасли бы жизнь отцу».
В течение семи дней траура покойный явился во сне своему сыну Эзре и сказал ему: «Будь спокоен, сын мой! Это был мой час. Даже если бы вы позвали врача раньше, это было бы напрасно…»
Страшный рассказ, еще лучше иллюстрирующий сказанное, часто приводил на своих выступлениях иерусалимский проповедник раби Шалом Швадрон:
Среди убитых во время погромов 1929 года в Хевроне был святой юноша Яаков Ихезкель Векслер из Чикаго, сына раби Йерахмиэля, одного из выдающихся представителей еврейской общины там. Как же этот парень из Чикаго оказался в Хевроне?
Дело в том, что рав Валк из «Шаарей Хесед» в Иерусалиме был посланником от движения по заселению страны Израиля. Он странствовал по миру, чтобы привлекать евреев ехать и заселять страну.
В своих странствиях он приехал в 1929 году в Чикаго. В святой шаббат он поднялся на трибуну в центральной синагоге и стал воспламенять сердца своей речью. На исходе шаббата поздно ночью к раву Валку подошел почтенный еврей, это был раби Йерахмиэль Векслер, один из богатых членов общины, и произнес следующие слова: «Ваша речь затронула мое сердце. Как только закончился шаббат, я стал размышлять об этом. Но я хочу увидеть это место поближе, поэтому решил поехать с визитом в страну Израиля, чтобы проверить возможности для заработка, тогда и приму окончательное решение о дальнейших шагах…»
Как сказал, так и сделал. В течение месяцев Адар и Нисан он приехал вместе с несколькими членами семьи на Святую Землю. К ним присоединился и его сын Яаков Ихезкель, которому было около 16 лет. Этот парень учился и черпал иудаизм полными пригоршнями, но не находился постоянно в ешиве, а изучал также и светские предметы.
После Песаха 1929 члены семьи Векслер посетили город наших праотцов — Хеврон. Они увидели ешиву «Кнесет Исраэль», стоящую там во всем великолепии. Раби Йерахмиэль заметил и то, что в этой ешиве находилось несколько юношей из Америки. Он был глубоко впечатлен атмосферой, царившей в ешивских стенах, и решил оставить там своего сына, а сам уехал в Америку уладить некоторые дела.
Несколько месяцев спустя, в горький день 18 Ава 1929, выпавший на святой шаббат, разразился страшный погром. Многие из жителей Хеврона и учеников ешивы были убиты арабами этого города. Среди них, словно чистое всесожжение, сгорел и святой Яаков Ихезкель, убитый, освящая имя Б-га.
Когда об этом стало известно раву Валку, он погрузился в печаль и горькую тоску. Он все же продолжил трудиться ради заселения страны Израиля, но сделал для себя четкий вывод: в Чикаго больше не ездить. «Некрасиво, — думал он, — что я скажу молящимся в той большой синагоге? Что отправил сына раби Йерахмиэля Векслера на смерть в страну Израиля?»
С тех пор прошло много лет. Рав Валк шел по главной улице Нью-Йорка, и внезапно у него замерло дыхание. Кто идет ему навстречу? Рав Векслер… «Мир Вам, рав Валк! — воскликнул рав Векслер радостно, — куда это Вы пропали? Почему Вас не видно в наших краях в Чикаго?»
Оба встали молча друг напротив друга посреди толпы прохожих. Внезапно раби Йерахмиэль протянул руки к серьезному лицу раби Валка и сказал: «Вы даже не знаете, как я Вам благодарен».
Тот посмотрел в изумлении, ничего не понимая. Но раби Йерахмиэль не оставил ему времени на раздумья и сразу же произнес с воодушевлением: «У меня был сын Яаков Ихезкель, которому было постановлено, что он не проживет дольше 16 лет. Если бы он не остался в Израиле, то умер бы в стране другого народа. Он мог бы вращаться в Нью-Йорке и быть убитым, подобно американскому мальчику, в игре, соревновании, аварии или умереть от болезни. Но Б-г дал мне заслугу благодаря Вам отправить его в страну Израиля, привести в святую ешиву, сделать учеником Торы, а в итоге ему посчастливилось умереть, освятив Имя Творца, на Святой Земле. Как же я Вам благодарен!»
Глаза обоих блестели от слез, и раби Йерахмиэль закончил словами: «Вы не отняли у меня сына, а подарили мне его, сделав учеником ешивы. Вы спасли моего сына!» (Оцротейну)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его