Темы: Ки теце, Оцарот, Изучение Торы, Чтение для детей, Рассказы
«И сделай перила для крыши своей» (22:8). 546-я заповедь — делать перила. В Книге Воспитания написано: «Устранять препятствия и камни преткновения из всех обителей наших». Слова автора этой книги ясны: на человека возложено оберегать себя и не заходить в места, где его подстерегает опасность. Одним из примеров, на который следует обратить внимание, является осторожность на дорогах.
Машгиах, праведный гаон раби Дов Яффе рассказывал, как на собрании детей из религиозных школ в городе Рехасим он поднял перед ними вопрос: «Какие заповеди можно выполнить во время поездки?» Это было в тот период, когда в Рехасиме еще не было хедера для детей, и им приходилось каждый день ездить на учебу в Хайфу.
Дети высказали различные идеи по поводу исполнения повелительных и запретительных заповедей во время поездки. Среди них были и заповедь изучения Торы, и «возлюби ближнего», и другие.
Машгиах рассказывает: я обратился к детям и сказал им: «Вы подумали обо всех заповедях, и вам за это положена награда. В самом деле. Но почему вы не припомнили исполнение заповеди, которая самым непосредственным образом относится к поездке по дорогам? Это заповедь "чрезвычайно оберегайте души свои"».
Нужно проявлять осторожность, когда выходишь из транспорта, с двойной бдительностью переходить дорогу, причем делать это только по пешеходному переходу, не бежать, не выскакивать внезапно на проезжую часть. Ведь все это — тоже важные заповеди! И они очень тесно связаны с тем временем, которое вы проводите в пути, — сказал машгиах детям.
Проблема проблем во всей этой теме, называемой «осторожность на дороге», заключается в том, что нехватка внимания начинается не с детей, а с взрослых. С какой бы стороны мы ни подошли к этому вопросу, приходится показывать пальцем на то, как и взрослые пренебрегают элементарными правилами безопасности.
Поскольку никто не заподозрит порядочных людей из народа Израиля в том, что они пренебрегают своей жизнью, приведем лишь маленький пример, чтобы было ясно, о чем у нас идет речь. Все это нашло выражение в письме, полученном от одного мудреца.
В середине дня, — пишет он, — я стоял у светофора перед пешеходным переходом на одном из шумных перекрестков в Бней-Браке. В те минуты движение на дорогах было особенно бурным. Рядом со мной оказался молодой отец с двумя маленькими детьми. Один из них был младенцем в возрасте нескольких месяцев. Он лежал в коляске, а второй — ребенок около двух лет, держался за нее. Причем только за нее — рука отца не поддерживала старшего сына.
Отец с двумя детьми стояли посреди дороги между двумя полосами движения, а я — напротив, на тротуаре. Я был в шоке от того, что отец не держит за руку маленького ребенка, и закричал ему об этом издалека. «Неужели Вы полагаетесь на разум ребенка в таком возрасте, что он не отпустит руку от коляски?»
Но отец заупрямился. Он так и не протянул ребенку руку. Я не могу понять, какое упрямство может быть в таком ответственном деле.
Не прошло и десяти секунд, и когда светофор еще не сменился с красного на зеленый, из окна квартиры в одном из соседних зданий вылетел мячик. Вы, наверное, уже сами понимаете, что произошло дальше. Ребенок, который любит шарики просто в силу своей деской природы, отпустил коляску и приготовился бежать, чтобы поймать его. Он еще и на тридцать сантиметров не сдвинулся, а с расстояния в несколько метров уже послышался звук тормоза автомобиля. Слава Б-гу, ничего страшного не произошло тогда. Ребенок остался цел и невредим.
Но вне всякого сомнения, меньше шага оставалось между тем, как ребенок отпустил коляску, и вероятной страшной трагедией. Теперь, когда чуть не стало уже слишком поздно, отец вдруг понял, что я имел в виду…
К чести водителя могу сказать, что он не поленился — вышел из машины и тоже прикрикнул на отца за то, что тот не держал ребенка за руку, по крайней мере, здесь, посреди дороги, где каждый его шаг мог стать причиной несчастья.
Здесь заканчивается приведенное нами письмо. А мы продолжим с вопросом: разве мог отец проявить такую небрежность? Более того, когда его предостерегли, обратив его внимание на большую опасность, как он мог упрямиться и не подать руку ребенку? Разве не о жизни его сына шла речь?
Все это сводится к одному слову — небрежность.
Многие люди живут с ощущением того, что «со мной такого не случится». Они не рассматривают себя как часть группы риска в отношении ситуации на дорогах и потому в самой грубой форме пренебрегают не только собственными жизнями, но и жизнями своих детей. Настолько мало в нас укоренилось осознание необходимости вести себя осторожно на дорогах, что иногда даже то, что должно быть понятным само собой, самое логичное, вообще не принимается во внимание.
Иногда можно увидеть мать, которая со своим младенцем идет по тротуару и внезапно, не подавая никаких сигналов о том заранее, сходит на проезжую часть, чтобы поговорить с подругой, которая и сама по этой проезжей части идет, а ее дети — следом за ней.
Посадили бы эту мать за стол и спросили ее: разве ты не понимаешь, что дорога опасна? Но она лишь посмотрит на нас удивленным взглядом: «Что за вопрос! Конечно, я все понимаю!» Однако в повседневной жизни она этого не учитывает. Эти наблюдения пугают и приводят в ужас. Ведь речь идет о человеческих жизнях в буквальном смысле! (Мицвот бе-Симха)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ