Темы: Матот, Пинхас, Билам, Еврейская свадьба, Шева брахот, Гет, Развод, Оцарот, Благословение, Чтение для детей, Рассказы
«Не нарушит слово свое» (30:3). 407-я заповедь — не нарушать собственное слово, когда приносишь обет. В «Книге Воспитания» написано: «Корень этой заповеди — чтобы люди знали, утвердили в душах своих и укрепили веру в сердцах, что Б-г, который на небе вверху, живой и вечносущий, и что Его бытие не такое, как наше. Поэтому подобает нам, упоминая Его великое имя над своими делами и словами, вспоминать Его в страхе и трепете, с дрожью и содроганием, а не так, словно мы шутим и говорим о чем-то легком…»
Нужно помнить по поводу благословений, в которых произносят великое имя Творца, что с ними следует проявлять максимальную осторожность, упоминать Б-га «в страхе и трепете, с дрожью и содроганием». Далее приводится интересный вопрос от того, кто не желал произносить напрасное благословение.
Следующая история случилась с женихом и невестой. На утро после свадьбы они однозначно решили, что не подходят друг другу и хотят развестись. Молодожены прибыли к нам на следующий день и сообщили, что жених готовится дать невесте гет (разводное письмо). Однако у них был алахический вопрос касательно семи благословений.
Они утверждали, что в нынешнем состоянии, когда им ясно, что развод неизбежен, нет никакого смысла выполнять обязанность семи благословений — возможно, это даже будет напрасным благословением.
Они объяснили, что вопреки тому, что обычно произносится в этом тексте «Обрадуй близких и любимых», они вовсе не являются друг для друга ни близкими, ни любимыми. Не запрещено ли им в таком случае устраивать семь благословений? С другой стороны, если отменить все трапезы, на которых произносятся эти слова, это причинит стыд их семьям.
С этим вопросом мы подошли к гаону раву А. Й. Штейнману, который открыл перед нами Зоар (Пкудей 255 б), где сказано: «Ангелы льют слезы обо всех, кто разводится со своими первыми женами, поскольку те семь благословений, что были переданы ей (жене) на свадьбе, устраняются и уходят от нее, не исполняются у нее, так как она разведена».
На первый взгляд, очевидно, что в случае наших молодоженов благословения окажутся напрасными, и ангелы будут плакать о них. Но, несмотря на это, — сказал рав Штейнман, — поскольку они еще не развелись, можно сказать и наоборот. Быть может, в заслугу благословений, в которых упоминаются «любовь и братство, мир и близость», в их отношения вернется любовь.
В любом случае пока что обязанность семи благословений с них никто не снял. А значит, — сказал мне учитель, — скажи им, чтобы устраивали трапезы с благословениями. И пусть дадут произнести их праведникам и мудрецам, чтобы эти благословения и молитвы повлияли на их состояние и судьбу.
Что же произошло в итоге? Я передал ответ учителя жениху с невестой и, к большому удивлению, они продолжили жить вместе, а все их проблемы исчезли, словно их и не было (Мицвот бе-Симха).
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь