Темы: Корах, Оцарот, Синагога, Рассказы, Осквернение Имени Всевышнего
«И стойте на страже в соборном шатре» (18:4). 388-я заповедь — охранять святилище. В «Книге Воспитания» написано: «Коэнам и левитам заповедано охранять святилище, и это нужно, чтобы проявлять к нему почтение, возвышать и прославлять, а вовсе не из-за какого-либо страха перед врагами».
Эта заповедь включает также почтение к синагоге и трепет перед ней. Нужно остерегаться бесполезных разговоров и пустых слов. Категорически запрещено реагировать на входящие звонки мобильных телефонов. Как мы не осмелились бы совершать такие действия в царском дворце, так запрещено нам совершать их во дворце Всевышнего. В этом есть изъян перед Небесами, и это включает все случаи, когда человек недостаточно уважает Творца и приводит к пренебрежению в отношении Его Имени. Послушаем же удивительную историю, связанную с этим.
Рав Йеуда Йосефи от имени директора одного предприятия рассказывал, что однажды к нему подошел пожилой араб, представившийся отцом одного из работников. Он сказал, что только что вернулся после визита в соседнюю Иорданию.
«Ты должен услышать, что со мной там произошло», — заявил он директору предприятия.
Приехав в Иорданию, я обменял денежные купюры Израиля на иорданские, на которых, как известно, изображен портрет иорданского короля Абдаллы. И когда я, ни о чем не беспокоясь, шел по одной из главных улиц Рабат-Амона, одна из купюр выпала у меня, и ветер унес ее на несколько метров.
Я машинально побежал за купюрой, а когда догнал, поставил на нее ногу, чтобы она не «убежала» дальше, и наклонился поднять.
В тот момент ко мне бросились двое полицейских и со свирепым выражением лица потребовали у меня документы.
«Что я такого сделал?» — спросил я их по-арабски.
Они ответили: «А сам разве не знаешь? Ты наступил на портрет короля!»
Никакие объяснения о том, что я сделал это «нечаянно» мне не помогли. Я объяснял, что приехал из Израиля, где нет таких законов, и совершенно не знал об этом законе в Иордании. Полиция взяла с меня огромный штраф. И за что все это? — только за то, что я наступил на портрет короля.
Рав Йосефи продолжил рассказ: когда он пересказал эту историю перед аудиторией баалей-тшува и провел аналогию касательно наказания, которое должно постичь тех, кто оскорбляет славу Всевышнего, — один из слушателей встал и сказал, что хочет кое-что добавить.
«Со мной также, — начал этот человек, — произошло нечто подобное. Но это было не в Иордании, а в Тайланде, в котором я, к сожалению, гулял с несколькими моими сверстниками еще до того, как вернулся к иудаизму. Там тоже портрет короля размещается на денежных купюрах. И на меня тоже напала полиция, и также не помогли никакие объяснения и извинения.
Но в Тайланде, в отличие от Иордании, — продолжал бааль-тшува, — законодатели не ограничились денежным штрафом. Меня посадили в тюрьму на долгий срок.
И снова из-за чего? Зачем запирать человека за решеткой? За то, что он нечаянно наступил на портрет короля! Вот и все. Никто не обвинил меня в намеренном оскорблении короля. Но даже тот, кто делает это случайно, должен сидеть в тюрьме».
А теперь давайте задумаемся, — сказал рав Йосефи, — не будет ли разговор по мобильному телефону, звонки которого раздаются посреди молитвы, оскорблением для Небес? Разве дружескими беседами, которые мы ведем в синагогах, мы не доказываем, что тронный зал Царя царей ничего не значит в наших глазах? Иными словами, разве этим мы не наступаем на портрет Короля, заповедавшего нам с трепетом вести себя в «малом храме»?
И мы тоже говорим себе, что не собирались оскорблять славу Творца, но что поделать, если телефон зазвонил… разве можно не ответить на него?
Даже если признать, что у нас не было намерения оскорбить Творца, вы все же видите, какое наказание приходит к тем, кто делает нечто подобное случайно (Мицвот бе-Симха).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его