Темы: Менора, Кирув, Недельная глава, Тецаве, Оцарот, Чтение для детей
«И возьмут для тебя чистое оливковое масло для освещения» (27:20). Двое друзей, далеких от Торы и заповедей, встретились, спустя долгое время разлуки.
«Виктор, как дела? Что у тебя нового?»
«Даже и не спрашивай! Мой старший сын сделал тшуву и ушел в религию».
«О, Б-же упаси, соболезную! Даже не знаю, что бы я делал на твоем месте».
Через некоторое время они повстречались вновь, и опять в их диалоге зазвучали непростые вести:
«Виктор, что на этот раз?»
«Что поделать? Дочь моя тоже ушла в религию…»
«Ужас! Что ты говоришь! Одно несчастье за другим… послушай, ничего не поделаешь, тебе нужно проверить мезузы».
Отсюда простой вывод: в каждом еврее есть скрытая искра, даже если сам он отрицает ее.
Мидраш (Шмот Раба 36:1) говорит, что в приведенной выше фразе из Торы сыны Израиля уподоблены оливковому маслу. Почему? «Со всеми жидкостями, если человек смешивает их, то не знает, какая была внизу, а какая пришла сверху. Но масло — даже если смешать его со всеми жидкостями мира, оно всегда окажется над ними».
Гаон раби Сулейман Охана, один из учеников святого Ари, говорит, что слова этого Мидраша относятся к каждому еврею, каким бы он ни был. Неважно, насколько он погряз и смешался с нечистотой и мерзостью этого мира. Стоит лишь вдохнуть в него еврейскую искру, и он тотчас «всплывет» на поверхность, как масло, и вернется к своему Отцу Небесному.
В этой связи автор книги «Бней Давид», один из мудрецов Джарбы, приводит интересный рассказ.
Посланник из страны Израиля в своих путешествиях прибыл в далекую глухую деревню. Солнце садилось, и он стал искать место для ночлега. Вскоре один из жителей пригласил его к себе домой. По профессии он был ювелиром и принял путника с гостеприимством.
На следующий день, еще прежде, чем встало солнце, ювелир уже погрузился в свою работу. Гость присмотрелся к его действиям, и увидел, как тот старается. Желая разжечь огонь в печи, он дул на него ртом и махал тканью, чтобы пламя разрослось.
«Почему ты не пользуешься кузнечными мехами? — спросил гость из Израиля с удивлением, — если бы ты так делал, то не утомлялся бы в попытках раздуть пламя».
Ювелир остановился и воскликнул: «Меха? Никогда о таком не слышал!»
«В таком случае, — пообещал гость, — когда приеду в большой город, постараюсь купить тебе меха в благодарность за гостеприимство и отправлю их к тебе с посыльным».
Он сдержал свое слово — купил кузнечные меха и отправил к ювелиру с надежным посыльным.
Спустя год, он вновь оказался в той деревушке и увидел, как ювелир трудится над своим ремеслом. Увидев, что тот не пользуется купленными мехами, а разводит огонь своим примитивным способом, гость почувствовал разочарование. В ответ на вопрос об этом ювелир с уверенностью заявил: «Меха — это непригодный инструмент!»
Когда стали выяснять, как он ими пользовался, ювелир объяснил: «Я положил в печь угли, и стал дуть на них мехами, но они остались холодными».
«Но угли всегда будут холодными, пока ты не зажжешь первую искру! — воскликнул гость, — если бы ты зажег малую искру, меха помогли бы тебе превратить ее в большое пламя!»
Эта история скрывает в себе нравоучение. Чтобы приблизить еврея к Торе, нужно зажечь в нем чистую искру, спрятанную глубоко в душе, дать ему почувствовать сладость исполнения заповедей. Тогда он сам собой ощутит, как в его сердце разгорается пламя святости, любовь к Торе и заповедям, как сказано: «Попробуйте и увидите, как добр Б-г» — чтобы увидеть Его доброту, достаточно лишь попробовать (Оцротейну).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его