«И рассеял Б-г их оттуда по поверхности всей земли, и прекратили строить город» (11:8). Тема поколения рассеяния — это один из самых загадочных отрывков в святой Торе. Чего они хотели, о чем замышляли? Мы стремимся понять это, не просто чтобы понять, не просто чтобы лучше изучить главу Торы, что само по себе было бы возвышенно и важно; мы также хотим исполнить свой долг извлекать из Торы уроки и наставления для себя.
Наш учитель, святой автор книги «Ор а-Хаим», дал комментарий, проложил путь к пониманию этой темы и заявил, что его объяснение и есть буквальный смысл Писания: «Благословенный Творец создал мир со всем, что его наполняет, чтобы заселить его: “Не для пустоты сотворил ее, для заселения сформировал ее” (Ишайя 45:18). Но если мы соберем вместе все города, деревни и поселения в мире и превратим их в один гигантский город, пусть даже размеры его будут как у целого государства, или даже он растянется на территорию двух или трех стран, — что будет со всей остальной площадью, со всеми материками и климатическими поясами, пригодными для жизни?
В этом и состояло намерение людей из того поколения — собрать все человечество в ту пору в один гигантский мегаполис, в просторную долину в стране Шинар, вокруг огромной башни, которую они решили построить. Но Б-г не согласился с ними и рассеял их, чтобы в мире умножились города, деревни и поселения, чтобы стало больше путешественников, и весь мир оказался заселен». Таков комментарий из «Ор а-Хаим».
Мы же должны извлечь из этого урок и сделать вывод — поразмыслить об этом принципе и распространить его на все сферы жизни. Как Творец создал мир, пожелав, чтобы весь он был заселен, пусть даже и не густо — в отдаленных деревнях и одиноких поселениях — и не выбрал один мегаполис, который сосредоточит всех в одной точке, оставив остальное пустыней, так и мы должны поступить со всеми измерениями бытия: «Мир, год, душа», как они названы в Сефер Ецира.
В плане «года» и времени мы совсем недавно прошли месяц праздников. Начиная с величия Рош а-Шана и возвышенности Йом Кипура — через праздник Суккот и до Симхат Тора. Там была и череда дней трепета, дней самоанализа и молитвы, веры и покорности, радости и святости. Они светили нам, словно маяк во тьме. Но горе тому, кто довольствуется этим, желая оставить остальные дни года пустыми!
То же самое и с измерением «души». У нас есть народ Израиля с сотнями тысяч душ в нем, и все они — дети Авраама, Ицхака и Яакова. Это души, проистекающие от престола славы, сияющие и драгоценные. Разве хочет Всевышний, чтобы в одном углу среди народа Израиля был построен мегаполис для Торы и святости, а все остальные остались бы в пустыне? Чтобы одна группа людей собрала у себя весь свет Торы и сияние святости, а большая часть народа оставалась с иссохшей душой? Нет, Его воля в том, чтобы «жители мегаполиса» рассеялись и принесли свет во все уголки, основали религиозные школы, открыли уроки Торы, укрепили веру и обучали заповедям.
Святой гаон раби Менахем Мендл, главный раввин города Линск, очень любил народ Израиля. Он велел выгравировать это на своей надгробной плите и писал эти слова после своей подписи. Однажды, когда он дошел в своем письме до этих слов, перо упало из его рук. Он поднял его и хотел снова поставить подпись, но возникло другое препятствие. Он понял, что это неспроста. Задумался о своих поступках, но не нашел ничего такого, чем мог бы разгневать или огорчить кого-либо из евреев. Позвал он своих родных и спросил: «Может быть, вы обидели кого-то или оскорбили?»
Они вспомнили, что не задолго до этого пришел некий простой и грубый человек и хотел попасть к раву, а они не пустили его, чтобы не беспокоить рава.
Он тотчас повелел, чтобы отправились найти его и привели к нему. Искали этого человека, но так и не нашли, пока некто не рассказал им, что видел кого-то похожего идущим в неподобающее место. Они пошли и рассказали раву, а он повелел, чтобы отправились туда и привели его.
В итоге пришел тот человек к нему, и рав принял его приветливо, попросив прощения за то, что с утра его не пустили. Рав повелел принести ему угощение и беседовал с ним с большим уважением, пока того не охватил стыд, и он почувствовал раскаяние за свои прошлые поступки.
На выходе рав проводил его, а вернувшись, заметил, что его родные удивлены почестями, оказанными этому незнакомцу.
Рав сказал: «Пророк Ишайя предсказывал о днях Машиаха: “И приведут всех братьев ваших из всех народов в дар Б-гу на конях, в колесницах, в повозках, на мулах и на верблюдах на святую гору Мою в Иерусалим” (Ишайя 66:20).
Нужно понять, кого же приведут народы? Что за еврей, услыхав звук шофара Машиаха, не побежит ему навстречу? Очевидно, Писание говорит здесь о нарушавших законы Торы, потерянных среди народов и погруженных в их нечистоту. О них пророк свидетельствует, что они достойны стать даром для Б-га. А я обидел этот дар! Теперь же, когда он пришел ко мне, разве я не окажу ему почести?!»
Мы должны нести свет по всей земле и на все дни года, участвуя в уроках Торы, объединяясь ради учебы, через сосредоточение в молитве и тщательную точность в заповедях. Ведь такова воля Творца, чтобы не осталось ни одной пустой и заброшенной точки ни в «мире», ни в «году», ни в «душе» (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский