«И рассеял Б-г их оттуда по поверхности всей земли, и прекратили строить город» (11:8). Тема поколения рассеяния — это один из самых загадочных отрывков в святой Торе. Чего они хотели, о чем замышляли? Мы стремимся понять это, не просто чтобы понять, не просто чтобы лучше изучить главу Торы, что само по себе было бы возвышенно и важно; мы также хотим исполнить свой долг извлекать из Торы уроки и наставления для себя.
Наш учитель, святой автор книги «Ор а-Хаим», дал комментарий, проложил путь к пониманию этой темы и заявил, что его объяснение и есть буквальный смысл Писания: «Благословенный Творец создал мир со всем, что его наполняет, чтобы заселить его: “Не для пустоты сотворил ее, для заселения сформировал ее” (Ишайя 45:18). Но если мы соберем вместе все города, деревни и поселения в мире и превратим их в один гигантский город, пусть даже размеры его будут как у целого государства, или даже он растянется на территорию двух или трех стран, — что будет со всей остальной площадью, со всеми материками и климатическими поясами, пригодными для жизни?
В этом и состояло намерение людей из того поколения — собрать все человечество в ту пору в один гигантский мегаполис, в просторную долину в стране Шинар, вокруг огромной башни, которую они решили построить. Но Б-г не согласился с ними и рассеял их, чтобы в мире умножились города, деревни и поселения, чтобы стало больше путешественников, и весь мир оказался заселен». Таков комментарий из «Ор а-Хаим».
Мы же должны извлечь из этого урок и сделать вывод — поразмыслить об этом принципе и распространить его на все сферы жизни. Как Творец создал мир, пожелав, чтобы весь он был заселен, пусть даже и не густо — в отдаленных деревнях и одиноких поселениях — и не выбрал один мегаполис, который сосредоточит всех в одной точке, оставив остальное пустыней, так и мы должны поступить со всеми измерениями бытия: «Мир, год, душа», как они названы в Сефер Ецира.
В плане «года» и времени мы совсем недавно прошли месяц праздников. Начиная с величия Рош а-Шана и возвышенности Йом Кипура — через праздник Суккот и до Симхат Тора. Там была и череда дней трепета, дней самоанализа и молитвы, веры и покорности, радости и святости. Они светили нам, словно маяк во тьме. Но горе тому, кто довольствуется этим, желая оставить остальные дни года пустыми!
То же самое и с измерением «души». У нас есть народ Израиля с сотнями тысяч душ в нем, и все они — дети Авраама, Ицхака и Яакова. Это души, проистекающие от престола славы, сияющие и драгоценные. Разве хочет Всевышний, чтобы в одном углу среди народа Израиля был построен мегаполис для Торы и святости, а все остальные остались бы в пустыне? Чтобы одна группа людей собрала у себя весь свет Торы и сияние святости, а большая часть народа оставалась с иссохшей душой? Нет, Его воля в том, чтобы «жители мегаполиса» рассеялись и принесли свет во все уголки, основали религиозные школы, открыли уроки Торы, укрепили веру и обучали заповедям.
Святой гаон раби Менахем Мендл, главный раввин города Линск, очень любил народ Израиля. Он велел выгравировать это на своей надгробной плите и писал эти слова после своей подписи. Однажды, когда он дошел в своем письме до этих слов, перо упало из его рук. Он поднял его и хотел снова поставить подпись, но возникло другое препятствие. Он понял, что это неспроста. Задумался о своих поступках, но не нашел ничего такого, чем мог бы разгневать или огорчить кого-либо из евреев. Позвал он своих родных и спросил: «Может быть, вы обидели кого-то или оскорбили?»
Они вспомнили, что не задолго до этого пришел некий простой и грубый человек и хотел попасть к раву, а они не пустили его, чтобы не беспокоить рава.
Он тотчас повелел, чтобы отправились найти его и привели к нему. Искали этого человека, но так и не нашли, пока некто не рассказал им, что видел кого-то похожего идущим в неподобающее место. Они пошли и рассказали раву, а он повелел, чтобы отправились туда и привели его.
В итоге пришел тот человек к нему, и рав принял его приветливо, попросив прощения за то, что с утра его не пустили. Рав повелел принести ему угощение и беседовал с ним с большим уважением, пока того не охватил стыд, и он почувствовал раскаяние за свои прошлые поступки.
На выходе рав проводил его, а вернувшись, заметил, что его родные удивлены почестями, оказанными этому незнакомцу.
Рав сказал: «Пророк Ишайя предсказывал о днях Машиаха: “И приведут всех братьев ваших из всех народов в дар Б-гу на конях, в колесницах, в повозках, на мулах и на верблюдах на святую гору Мою в Иерусалим” (Ишайя 66:20).
Нужно понять, кого же приведут народы? Что за еврей, услыхав звук шофара Машиаха, не побежит ему навстречу? Очевидно, Писание говорит здесь о нарушавших законы Торы, потерянных среди народов и погруженных в их нечистоту. О них пророк свидетельствует, что они достойны стать даром для Б-га. А я обидел этот дар! Теперь же, когда он пришел ко мне, разве я не окажу ему почести?!»
Мы должны нести свет по всей земле и на все дни года, участвуя в уроках Торы, объединяясь ради учебы, через сосредоточение в молитве и тщательную точность в заповедях. Ведь такова воля Творца, чтобы не осталось ни одной пустой и заброшенной точки ни в «мире», ни в «году», ни в «душе» (Майян а-Шавуа).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его