«Да не сжалится твой глаз над ним» (13:9). Наши дни, дни прихода Машиаха, отличаются характеристиками, которые дали им мудрецы: «Закончится монета в кармане, а цены подскочут» (Сота 49 б). Кому сегодня легко зарабатывать, кому не приходится справляться с долгами и с дорогими ценами? Все кругом носятся и бегают, нервные и мятущиеся. Вся голова в заботах. Спросите: а что с уроком по Торе? Не пора ли заработать капельку будущего мира? На вас посмотрят с недоумением. О чем ты говоришь, даже на дыхание времени не остается!
Однако наступит день, когда этот бег прекратится. О таком дне наши мудрецы говорят (Йома 35 б): «Когда бедный приходит на суд, его спрашивают: Почему ты не занимался Торой?»
Что за вопрос! Он был занят, погружен в заботы сверх головы.
И действительно, так он и отвечает: «Беден я был и утружден заработком». Мало того, что материальным миром не насладился, теперь еще и мир будущий хотят у него отобрать! Что же ему отвечают?
«Неужели ты был беднее Илеля?»
Илель был дровосеком, и каждый день зарабатывал монету «Трафик» (около 10 шекелей). Половину он отдавал сторожу у входа в бейт-мидраш, который брал деньги за вход на нужды ремонта, освещения и уборки. Илель делал это, чтобы ему позволили попасть на уроки Шемайи и Авталиона, глав того поколения. Вторая половина денег шла на обеспечение его самого и его семьи. За пять шекелей им с трудом удавалось купить хлеб.
Однажды в пятницу выпало много снега, и Илель уже не мог рубить дрова. Ему не хватало денег на нужды шаббата и на оплату входа в бейт-мидраш. Что же он сделал? Забрался на крышу и стал слушать через печную трубу. Его покрыл снег слоем в три метра, и он бы замерз насмерть, если бы его не нашли.
Так рос будущий духовный глава Израиля, старец Илель, о котором говорили, что он достоин присутствия Шхины, как Моше Рабейну (Санедрин 11 б).
И когда бедняк предстает перед судом, ему рассказывают о старце Илеле. Ну, в самом деле…
Нет, от него не требуют быть таким, как Илель. Но если Илель пожертвовал стольким, оставаясь бедным, то и другой человек мог бы пожертвовать хотя бы одним часом в день ради урока по Торе.
Один великий еврей сказал: таких евреев, как Илель, которые довольствуются малым и изучают Тору, зарабатывают жалкие крохи и отдают половину сторожу в бейт-мидраше, — таких евреев еще и сегодня можно найти. Ведь они ощущают свет, заключенный в Торе, которая возвращает душу и освещает глаза. Но где можно найти такую жену, как жена Илеля, которая будет довольствоваться пятью шекелями?…
Вопрос уместный. И на него есть ответ: в наше время, в нашем поколении.
Такова была рабанит Маргалит — жена нашего учителя рава Овадии Йосефа.
Они жили в маленькой однокомнатной квартире сначала с одним ребенком, а потом с двумя, тремя и четырьмя. Она не говорила, что ей тесно, и не толкала мужа идти работать, позволяя ему беспрепятственно размышлять над Торой. Он был молодым учащимся около двадцати лет, когда его учителя — раби Эзра Атья, раби Яаков Адас и гаон-каббалист раби Эфарим Коэн — пришли навестить его в холь а-моэд. Им даже не удалось войти в эту маленькую квартирку, поскольку стол, шкаф и кровати заполняли ее целиком. Поэтому он вышел им навстречу во двор.
Однажды один еврей пришел накануне Песаха после полудня и увидел, что рав Овадия погружен в учебу, а перед ним открыты десятки книг. Он удивился и спросил: «Как же можно учиться в такое время?»
На это наш учитель ответил ему: «Лучше удивляйся моей жене, которая взяла на себя все заботы по дому, позволив мне заниматься Торой без помех».
Был случай, когда один из его детей заболел. Рабанит взяла его к врачу, а оттуда — в больницу. Она поддержала ребенка при госпитализации, ничего не рассказав своему великому мужу, чтобы не нарушить покой его духа, и чтобы он продолжал трудиться над Торой с глубоким погружением. В синагоге его спросили, как состояние у его сына, и благодаря этому он узнал о его болезни.
Гмара говорит (Брахот 17 а), что женщины удостаиваются будушего мира за счет того, что позволяют своим мужьям трудиться на учением и ходить на уроки по Торе. Какой же будущий мир уготован жене, которая позволила своему супругу стать главой поколения! Но вернемся к нашей теме. Счастливы жены великих мудрецов поколения, о которых наши учителя сказали: «Мое и ваше (учеников) — ее!» (Недарим 50 а). Однако такая самоотверженность требуется от каждой женщины в народе Израиля — пусть хотя бы пошлет своего мужа на урок Торы! Пусть поощрает его, чтобы шел, несмотря на усталость. Тогда часть его Торы будет принадлежать ей, а он от всего сердца скажет о своем возвышении: «Мое — ее!»
Более того, в свете дней суда, грядущих к нам во благо, мы читаем в недельной главе о подстрекателе, заставляющем нарушать законы и отдаляться от Творца. Его заповедано наказать по всей строгости: «Да не сжалится глаз твой над ним, не пожалей и не укрывай его» — чтобы мы не старались спасать подстрекателя от наказания, чтобы не оправдывали его, даже если знаем аргументы в его пользу. Нужно говорить все, что мы знаем, ради его обвинения.
Однако «добрая мера обильнее меры наказания». Для того, кто помогает другому прибавить заповедей и ведет его на урок Торы, ободряет и побуждает его участвовать в нем, — ясно, что отношение к нему будет противоположно отношению к подстрекателю. Когда он предстанет перед судом со всеми обитателями мира, его постараются спасти от наказания и будут оправдывать, а обвинения против него не выскажут.
Что еще нужно, чтобы выиграть в суде? Что нужно, чтобы обрести хороший год, в который все пожелания сердца исполнятся во благо! (Майян а-Шавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его