«А теперь запишите себе эту песнь» (31:19). Как известно, есть заповедь написать свиток Торы. Но из всей Торы подчеркивается написание именно песни «Аазину». Однако, поскольку Тору не записывают отдельными отрывками, мы учим отсюда, что нужно написать и весь остальной ее текст вместе с этой главой.
Как известно, есть заповедь изучать Тору. Но среди всего ее текста подчеркивается именно изучение песни «Аазину»: «И обучи ей сынов Израиля, вложи в их уста, чтобы эта песнь была для Меня свидетелем перед сынами Израиля».
Что такого особенного есть в песне Аазину? В ней заключено все! С высочайшей б-жественной мудростью в ней записано все прошлое до дней Моше Рабейну и все будущее до прихода Машиаха. Записано все, что будет в изгнании, и все, что будет при избавлении. Наш учитель Рамбан подводит ее итоги следующим образом:
«Велика эта песнь, ибо в ней есть настоящее, прошлое и будущее. Есть в ней этот мир и есть мир грядущий. На это Писание намекает: “И пришел Моше, и говорил все слова этой песни в уши народу”. То есть он объяснил все ее смыслы. Здесь упомянуто слово “все”, чтобы сообщить, что эта песня включает также все наше будущее. Хотя и мала она по размеру, Моше объяснил евреям многие темы, заключенные в ней».
А затем Рамбан подводит итог:
«Если бы эта песня была написана кем-то из астрологов, от начала предсказавших конец, то стоило бы верить ей, поскольку все ее слова исполнялись до сих пор, и ничего не пропало. Тем более, мы будем верить и от всего сердца ждать слов Всесильного, переданных через Его пророка, верного в доме Его, подобного которому не было перед ним и после него не будет».
Мало того, что в песне Аазину написано в общем виде все, что случится с народом Израиля на протяжении поколений. Там даже есть намеки на то, что случится с каждым человеком в отдельности. Естественно, не каждый может углубиться в изысканиях настолько, чтобы найти себя в этой песне. Для этого нужны великие мудрецы Израиля, гаоны, святые и каббалисты — такие, как наш учитель Рамбан и ему подобные.
Рассказывают, что у святого Рамбана был один ученик, который сбился с пути. Мало того, что он пошел за желаниями сердца, но наглость его превзошла всякие границы, и он предстал перед своим святым учителем в Йом Кипур, держа в зубах кусок свинины. Рамбан посмотрел на него и произнес: «Сегодня — Йом Кипур, Авнер».
На это Авнер ответил: «Знаю, учитель, но я сошел с пути».
Спросил Рамбан: «Думаешь, ты умнее святого Рамбама, величайшего из мудрецов, знающего все науки? Ты умнее Рифа, раби Йосефа Абу Мигаш и прочих мудрецов Израиля? Может, ты умнее самого раби Шимона бар Йохая, пророка Ирмии и Моше Рабейну?»
Авнер сказал: «Нет, конечно! Но однажды я слышал от тебя нечто такое, с чем не мог согласиться. Ты говорил, что на каждого человека есть намек в песне Аазину. Это разозлило меня и заставило взбунтоваться».
Рамбан подтвердил: «Верно, именно так я и сказал. И это правда. Тора б-жественна, вечна, и на все в ней можно отыскать намек, особенно в главе Аазину».
«Тогда, — воскликнул Авнер, — пусть раби скажет мне, где там есть намек на мое имя!»
«В главе Аазину, — ответил Рамбан, — в грозной фразе: “Отброшу их, сотру у людей память о них”. Если взять третью букву каждого из этих слов (אפאיהם אשביתה מאנוש זכרם), получится имя Авнер. Видишь, твое имя здесь есть, и твоя судьба предрешена».
Авнер содрогнулся, а бутерброд со свининой выпал у него из рук, и он спросил: «Раби, а есть ли у меня исправление?»
«Разве ты не слышал, что написано в этом стихе?» — отозвался Рамбан.
Сразу же пошел Авнер, взял лодку и отплыл в море, выбросив весла за борт. Что с ним стало, никто не знает. Наверняка он умер, раскаившись.
Это страшный рассказ. Какой урок мы можем извлечь из него для себя? Даже если мы чего-то не понимаем умом, даже если нам кажется что-то странным, нужно помнить, насколько мы малы и ничтожны. А «Тора Б-жья совершенна, законы Б-жьи истинны, справедливы вместе» (Майян а-Шавуа).
Читайте также тематический обзор главы Аазину.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский