Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврей пришел к праведнику с просьбой о получении кредита. Благословение или проклятие?

«Он будет давать тебе в долг, а ты ему не будешь» (28:64). История о еврее, который пришел к святому праведнику, Магиду из Талны, с просьбой: он хочет расширить свой бизнес, и для этого ему нужен большой кредит. Он подал заявку в банковское учреждение, выдающее в кредит солидные суммы на хороших условиях в случае, когда клиент уверен в возвращении долга и в надежности своего бизнеса. Теперь проводят проверку на его предприятии, чтобы убедиться, что оно твердо стоит на ногах. Он просит благословения раби, чтобы проверяющие получили хорошие впечатления, и кредит был одобрен.

Еврей закончил свою речь, и воцарилось молчание.

Поскольку тишину ничто не нарушало, он наклонился поближе к праведнику и повторил свою просьбу: «Раби, благословите меня, чтобы я получил кредит».

Праведник увидел, что намеков этот человек не понимает, и сказал: «Я всегда проявлял осторожность, чтобы не проклинать ни одного еврея. Я готов давать лишь благословения».

«Конечно, раби, — взволновался его собеседник, — я как раз и хочу благословения!»

«Нет, ты хочешь проклятия, — возразил раби, — а я не проклинаю! Это написанное прямым текстом проклятие в страшном увещевании: “Он будет давать тебе в долг, а ты ему не будешь”. Если же ты хотел благословения, о нем говорится в Торе в другом месте: “Ибо Б-г Всесильный благословил тебя, как и говорил тебе, и будешь одалживать многим народам, а сам не будешь брать в долг”».

Посетитель стоял в растерянности и не мог прийти в себя. Праведник же обратился к нему утешающим голосом: «Если уж хочешь благословения, напротив — попроси, чтобы оно снизошло на твой бизнес, и чтобы ты сумел увеличить его, не влезая в долги. Кредиты — это проклятие из Торы. Порабощение будущего ради настоящего. “Раб должник перед человеком одалживающим” (Мишлей 22:7)».

В письмах Хазон Иша (ч. 1, письмо 20) дается список наставлений для ученика ешивы. Их всего шесть, но в них заключен целый мир — ключи к возвышению и успеху. Одно из наставлений гласит: «Тщательно остерегаться, чтобы ни у кого не брать в долг деньги».

Кто бы мог подумать, что в двадцать первом веке рабство заново вернется? Немногочисленные господа, упрямые и бессердечные, будут жестоко эксплуатировать толпы прикованных рабов. А самое шокирующее — что массы сами бегут подставить свою шею под бремя рабства и ноги свои вставить в кандалы. Они превращаются в рабов для компаний-кредиторов, обязуются выплачивать проценты с кредитов. И становится еще страшнее от того, что они могли бы при небольшом усилии вырваться из этой ситуации, приняв твердое решение: заплатить старые долги и начать экономить ради будущих покупок. Вместо того, чтобы платить проценты банку, страдать и беспокоиться, можно ходить словно дети царей и покупать все наличными.

Это звучит как несбыточная мечта.

Но почему? Зачем всегда расплачиваться задним числом, когда можно экономить на будущее? Мы похожи на того простака из притчи. Его хозяин привязал к столбу веревку и приказал ему держаться за другой ее конец, сказав ему: «Ты теперь привязан к столбу, не двигайся…»

Если задуматься, кажется, что это добровольное порабощение самих себя превратилось в устойчивое мировоззрение, в образ жизни. Его суть — брать в долг, не делая расчетов, растрачивать средства сегодня, соглашаясь на рабство в будущем. И так во всех сферах жизни: черпаем сверх меры из колодцев, приводя к их засыханию. Подземные воды загрязняем ядовитыми отходами. То же самое — в политике и в сфере безопасности. Чтобы достичь сиюминутного успокоения или кратковременной славы, люди готовы расставаться с жизненно важными ценностями. И так часто бывает в сфере воспитания: иногда родители ослеплены роскошным зданием или близостью школы к месту жительства. Туда они отправляют самое драгоценное, что у них есть, — своих детей, не думая при этом о долгосрочном вреде, который будет нанесен им из-за жестокости или распущенности, нарушения дисциплины, пренебрежительного отношения к родителям. Все эти недуги характерны для воспитания, оторванного от традиционных корней.

А теперь вернемся к нам. День суда уже приближается. Что же это такое, как не день расплаты? Это можно уподобить человеку, который взял кредит в банке, обязался делать выплаты и оставил в залог свою квартиру. Взятые в банке деньги он израсходовал, а выплаты сделать не смог. Предупреждения он игнорировал. Что остается? Приходится выгонять его из квартиры. К кому он может пойти с претензиями? Только к самому себе.

О чем здесь говорится? Человек совершил грех, желая насладиться. Насладился — пусть хотя бы начнет постоянно «выплачивать» долг, исполнять заповеди, чтобы положить их на вторую чашу весов и уравновесить чашу греха. Срок приближается, и вот уже трубят в шофар — посылают предупреждения. Если он проигнорирует это, у него начнут что-то отнимать — или имущество, или здоровье, не дай Б-г. К кому он после этого пойдет с претензией?

Этот пример вполне соответствует реальности, но с одним отличием: здесь «Управляющий банка» склонен к милосердию и хочет сделать добро. Он готов стереть долг, но с одним условием: человек должен твердо пообещать не влезать больше в долги. Пусть по крайней мере постарается…

«Что есть тшува? Это когда грешник прекращает грешить, устраняет грех из мыслей и решает больше его не повторять, сожалеет о прошлом, и Знающий тайное свидетельствует о нем, что он больше не вернется к этому греху никогда» (Рамбам, Тшува 2:2).

Тогда долг стирается, и остаются только заповеди. А с какой улыбкой встречают того, у кого положительный счет в банке… (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как мне простить мать?

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

Я вышла замуж поздно. Гложут мысли о том, что юность не повторится…

14 апреля, отвечает Хая Черняк

Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше