«Он будет давать тебе в долг, а ты ему не будешь» (28:64). История о еврее, который пришел к святому праведнику, Магиду из Талны, с просьбой: он хочет расширить свой бизнес, и для этого ему нужен большой кредит. Он подал заявку в банковское учреждение, выдающее в кредит солидные суммы на хороших условиях в случае, когда клиент уверен в возвращении долга и в надежности своего бизнеса. Теперь проводят проверку на его предприятии, чтобы убедиться, что оно твердо стоит на ногах. Он просит благословения раби, чтобы проверяющие получили хорошие впечатления, и кредит был одобрен.
Еврей закончил свою речь, и воцарилось молчание.
Поскольку тишину ничто не нарушало, он наклонился поближе к праведнику и повторил свою просьбу: «Раби, благословите меня, чтобы я получил кредит».
Праведник увидел, что намеков этот человек не понимает, и сказал: «Я всегда проявлял осторожность, чтобы не проклинать ни одного еврея. Я готов давать лишь благословения».
«Конечно, раби, — взволновался его собеседник, — я как раз и хочу благословения!»
«Нет, ты хочешь проклятия, — возразил раби, — а я не проклинаю! Это написанное прямым текстом проклятие в страшном увещевании: “Он будет давать тебе в долг, а ты ему не будешь”. Если же ты хотел благословения, о нем говорится в Торе в другом месте: “Ибо Б-г Всесильный благословил тебя, как и говорил тебе, и будешь одалживать многим народам, а сам не будешь брать в долг”».
Посетитель стоял в растерянности и не мог прийти в себя. Праведник же обратился к нему утешающим голосом: «Если уж хочешь благословения, напротив — попроси, чтобы оно снизошло на твой бизнес, и чтобы ты сумел увеличить его, не влезая в долги. Кредиты — это проклятие из Торы. Порабощение будущего ради настоящего. “Раб должник перед человеком одалживающим” (Мишлей 22:7)».
В письмах Хазон Иша (ч. 1, письмо 20) дается список наставлений для ученика ешивы. Их всего шесть, но в них заключен целый мир — ключи к возвышению и успеху. Одно из наставлений гласит: «Тщательно остерегаться, чтобы ни у кого не брать в долг деньги».
Кто бы мог подумать, что в двадцать первом веке рабство заново вернется? Немногочисленные господа, упрямые и бессердечные, будут жестоко эксплуатировать толпы прикованных рабов. А самое шокирующее — что массы сами бегут подставить свою шею под бремя рабства и ноги свои вставить в кандалы. Они превращаются в рабов для компаний-кредиторов, обязуются выплачивать проценты с кредитов. И становится еще страшнее от того, что они могли бы при небольшом усилии вырваться из этой ситуации, приняв твердое решение: заплатить старые долги и начать экономить ради будущих покупок. Вместо того, чтобы платить проценты банку, страдать и беспокоиться, можно ходить словно дети царей и покупать все наличными.
Это звучит как несбыточная мечта.
Но почему? Зачем всегда расплачиваться задним числом, когда можно экономить на будущее? Мы похожи на того простака из притчи. Его хозяин привязал к столбу веревку и приказал ему держаться за другой ее конец, сказав ему: «Ты теперь привязан к столбу, не двигайся…»
Если задуматься, кажется, что это добровольное порабощение самих себя превратилось в устойчивое мировоззрение, в образ жизни. Его суть — брать в долг, не делая расчетов, растрачивать средства сегодня, соглашаясь на рабство в будущем. И так во всех сферах жизни: черпаем сверх меры из колодцев, приводя к их засыханию. Подземные воды загрязняем ядовитыми отходами. То же самое — в политике и в сфере безопасности. Чтобы достичь сиюминутного успокоения или кратковременной славы, люди готовы расставаться с жизненно важными ценностями. И так часто бывает в сфере воспитания: иногда родители ослеплены роскошным зданием или близостью школы к месту жительства. Туда они отправляют самое драгоценное, что у них есть, — своих детей, не думая при этом о долгосрочном вреде, который будет нанесен им из-за жестокости или распущенности, нарушения дисциплины, пренебрежительного отношения к родителям. Все эти недуги характерны для воспитания, оторванного от традиционных корней.
А теперь вернемся к нам. День суда уже приближается. Что же это такое, как не день расплаты? Это можно уподобить человеку, который взял кредит в банке, обязался делать выплаты и оставил в залог свою квартиру. Взятые в банке деньги он израсходовал, а выплаты сделать не смог. Предупреждения он игнорировал. Что остается? Приходится выгонять его из квартиры. К кому он может пойти с претензиями? Только к самому себе.
О чем здесь говорится? Человек совершил грех, желая насладиться. Насладился — пусть хотя бы начнет постоянно «выплачивать» долг, исполнять заповеди, чтобы положить их на вторую чашу весов и уравновесить чашу греха. Срок приближается, и вот уже трубят в шофар — посылают предупреждения. Если он проигнорирует это, у него начнут что-то отнимать — или имущество, или здоровье, не дай Б-г. К кому он после этого пойдет с претензией?
Этот пример вполне соответствует реальности, но с одним отличием: здесь «Управляющий банка» склонен к милосердию и хочет сделать добро. Он готов стереть долг, но с одним условием: человек должен твердо пообещать не влезать больше в долги. Пусть по крайней мере постарается…
«Что есть тшува? Это когда грешник прекращает грешить, устраняет грех из мыслей и решает больше его не повторять, сожалеет о прошлом, и Знающий тайное свидетельствует о нем, что он больше не вернется к этому греху никогда» (Рамбам, Тшува 2:2).
Тогда долг стирается, и остаются только заповеди. А с какой улыбкой встречают того, у кого положительный счет в банке… (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его