«Остерегайся, чтобы не забыть Б-га Всесильного твоего» (8:11). Сейчас время отпусков. Опыт доказывает: еще не случалось так, чтобы выходили в поездку или на отдых, и ничего не забывали дома. Это естественно, ничего страшного. Вопрос в том, что именно мы забыли?
Если забыли какую-то бесполезную вещицу — ладно! А если забыли главное? Вдруг выяснится, к нашему ужасу, что мы забыли дома талит и тфилин. Какой удар! Такое уже бывало: люди приезжали в аэропорт и выяснялось, что они забыли паспорт. Ехали в торговый центр и забывали кошелек.
А что, если человек многие годы посвящал работе, а потом выяснится, что он упустил главное? Если он был архитектором, все здание может обрушиться. Если он космический инженер (такое уже бывало), одна ошибка в расчетах может стоить жизни многим.
Все это сказано из-за одной фразы в нашей недельной главе и из-за одного исторического события.
Один из наших великих ранних учителей, раби Моше Микуци, путешествовал по еврейским общинам Испании и пробуждал сердца к раскаянию. Он имел большой успех, но одного лишь желания вернуться к Б-гу недостаточно. Нужно знать заповеди, чтобы их исполнять, и знать грехи, чтобы от них воздерживаться. Его попросили написать книгу-руководство, но он не нашел в себе способности сделать это.
Однажды он получил видение во сне. С Небес ему указали написать книгу, в которой будет две части: повелительные заповеди и запреты. И он начал трудиться над книгой, в которой пошел по стопам Рамбама, составившего список заповедей. Для каждой заповеди он подробно изложил наиболее частые законы, которые следует знать. Так возникла одна из основополагающих книг по Алахе — «Сефер Мицвот Гадоль», которую сокращенно называют «Смаг».
Как же он радовался, закончив написание! Такой объемный труд, наконец, был завершен. И тогда ему приснился новый сон. Свыше ему было сказано: «Ты забыл главное!» Забыть что-либо в вопросах Алахи — это ужасно. Но забыть главное — в тысячу раз страшнее. И что же он забыл? Об этом ему тоже было сказано. Он забыл выраженный прямым текстом запрет из Торы, который находится в нашей недельной главе: «Остерегайся, чтобы не забыть Б-га Всесильного твоего».
Раби Моше написал: «Я размышлял на эту тему и понял, что это — великий принцип». Действительно, это было его упущением. Он тотчас поспешил исправить все, что требовалось, и вписал в свою книгу запрет: «Остерегайся, чтобы не забыть Б-га Всесильного твоего» — это предупреждение, чтобы сыны Израиля не возгордились, когда Святой, благословен Он, будет дарить им благо. Пусть не говорят, будто своим трудом и усилиями они заработали себе все это. Иначе из-за большой гордыни они не будут благодарны Творцу. Такое объяснение я дал этой фразе, и оно раскрывается в продолжении: «Может быть, ты поешь и насытишься, и дома хорошие построишь, и поселишься [в них], и крупный и мелкий скот твой умножится, и серебра и золота будет у тебя много, и все, что есть у тебя, умножится. И возвысится сердце твое, и забудешь Б-га Всесильного твоего… И скажешь в сердце: сила моя и мощь руки моей доставили мне это богатство. Тогда вспомни Б-га Всесильного твоего, ибо это Он дает тебе силу приобретать богатство».
Давайте помнить об этом. Извлечем урок, не станем забывать главное и будем всегда благодарить Б-га!
Сараф из Коцка руководил своей общиной с пронзительной резкостью, и учащиеся, ищущие истины и духовного восхождения, стремились в Коцк, чтобы получить наставления. После периода душевного подъема они возвращались по домам, до следующего раза. Раби говорил с горечью: «Когда они приходят сюда, я прикладываю каторжные усилия, чтобы выпрямить их пути и поставить их на ноги. Но когда они возвращаются, их уже невозможно узнать». Пребывание дома вызывает деградацию и падение.
Если так было в их время и на их уровне, то что говорить о нас? И если так было у них дома — в исконных хасидских домах — что нам сказать о наших улицах?
Мы провели время в ешиве, поднялись, находясь рядом с учителями, пробыли в атмосфере святости и чистоты, с Гмарой и книгами комментаторов, с Мусаром и нравоучительными беседами. Но Тора истощает силы человека, и мы поехали домой на каникулы, ради короткого отдыха.
Смогут ли раввины, машгиах и глава ешивы узнать нас после возвращения из дома?
В нашей главе Моше Рабейну рассказывает, как он поднялся на небо получать Тору. Он оставил позади себя народ, удивленный и пораженный дарованием Торы. Народ, который провозгласил: «Сделаем и услышим». Народ, во главе которого стояли Аарон, святой человек Б-жий, Хур и старейшины. Народ, который был объединен как один человек с одним сердцем, и от которого отошло злое начало.
Моше поднялся на небо и оставался там сорок дней. Он отнял у народа самого себя, и Сатан тотчас начал действовать, а «великое смешение» вызвало брожжение. Возвращаясь, Моше увидел пляски вокруг золотого тельца, распущенность и вседозволенность. Это был уже не тот народ, который он оставил.
Гаон раби Йеуда Цадка рассказывал, что один из больших раввинов жаловался перед Баба Сали: почему он молится и не получает ответа, а Баба Сали получает? На это ему был дан ответ: «Потому что я оберегаю мои глаза и уста».
Конечно же, тот раввин был наполнен Торой и несомненно оберегал свои глаза, чтобы не смотреть ни на что дурное. Но это не было таким совершенным оберегом, как у нашего учителя Бабы Сали. Между ними пролегала пропасть. А мы? Где мы со своей учебой, и сколько всего запрещенного видят наши глаза? Дни трепета уже на пороге, и мы, конечно же, хотим получить ответ на молитвы. Давайте же в семь раз лучше оберегать свои глаза! (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский