«Ибо это мудрость ваша и разум ваш в глаза народов» (4:6). Иерусалимский Талмуд (Дмай 4 а) приводит историю с царем Срикии. Комментатор «Пней Моше» объясняет, что речь идет об одном из царей измаильтян. У него с руки упало кольцо, и прежде, чем он успел поднять его, пришла мышь, проглотила его и сбежала прочь.
Царь понимал, что адрес этой мыши он не найдет ни у одного из своих почтенных министров. Оставался лишь раби Пинхас бен Яир. Пришел царь в дом раби Пинхаса, рассказал ему о проблеме и попросил его отыскать мышь.
Вначале раби Пинхас попытался уклониться, заявив, что не является заклинателем зверей и не может выполнить просьбу. Но царь сказал: «Из-за твоего доброго имени я пришел», то есть я слышал, что ты обладаешь чудодейственной силой и только ты можешь вернуть мое кольцо.
В такой ситуации, естественно, раби Пинхас уже не мог больше уклоняться. Когда измаилитский царь расточает похвалу еврейскому мудрецу, есть в этом серьезное освящение Имени Б-га, и нельзя отказываться от выполнения такой просьбы.
Далее Иерусалимский Талмуд рассказывает, что раби Пинхас бен Яир в присутствии царя приказал всем мышам собраться возле него, и они действительно пришли. Сделал он это, естественно, с помощью святых имен. Он посмотрел и увидел, что одна из мышей толще остальных, и понял, что именно она проглотила царское кольцо.
Что следовало бы сделать в этой ситуации? Раби Пинхас должен был бы убить мышь, достать кольцо и поднести его царю. Но Талмуд говорит, что святой тана поступил иначе: он приказал мыши выплюнуть кольцо, и она это сделала.
Возникает вопрос: зачем понадобилось повторно воспользоваться святыми именами вместо того, чтобы просто убить мышь? Согласно автору «Нода бе-Йеуда» в этом действии не было бы нарушения запрета причинять страдания животным.
Мы можем дать два ответа. Во-первых, не подобает убивать мышь, приведшую к столь великому освящению Имени Творца. Ведь царь пришел к раби Пинхасу не один, а в сопровождении большой свиты из стражей, советников и помощников. Все они видели могущество святого мудреца, властвующего над силами природы и способного привести в дом всех мышей.
Второй ответ состоит в том, что поскольку царь стоял поблизости, следовало вести себя перед ним в рамках приличий. Убийство мыши — не лучший пример приличного поведения в присутствии царя.
В завершение пожелаем, чтобы Имя великого Царя царей освятилось в мире, и чтобы мы стали достойны совершить это действие (Бархи Нафши).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?