«Браслет и пряжка» (31:50). Есть разные степени преданности жен своим мужьям. И чем выше такая преданность, тем больше освящается весь дом, а родителям становится легче воспитывать в детях нравственные качества. Когда отпрыски видят преданность отца и матери друг другу, ничто не может быть лучше этого для их воспитания.
В следующем рассказе мы увидим, какой бывает эта преданность. Эти события произошли в старой синагоге в городе Тернополь на Украине.
С давних пор в этой синагоге было принято перед молитвой Неила в Йом Кипур вешать белый занавес, на котором алмазами и жемчугом было вышито: «День среди дней прибережен — особый Йом Кипур».
Эта надпись была связана с одним событием, которое с течением времени почти стерлось из памяти. В тернопольской синагоге много лет подряд молился один ученый еврей, уважаемый и богатый, по имени раби Шалом Данканер. В дни трепета в этой синагоге, как и во всех остальных, было принято продавать право выйти к Торе и прочие почетные функции. Габаи продавали все, кроме права открыть дверцы перед свитком Торы на молитве Неила. Это право сохранялось для раби Шалома, который каждый раз его получал. Он жертвовал за это большие суммы денег, и никто не решался посягнуть на его права.
Но впоследствии раби Шалом обеднел и уже не имел возможности выплачивать такие суммы. Габаи в старой тернопольской синагоге были мудрыми людьми и, увидев несчастья раби Шалома, втайне распространили для всех молящихся следующее сообщение: перед молитвой Неила они объявят ничтожную цену на приобретение права открыть дверцы, так чтобы, несмотря на свою бедность, раби Шалом смог и в этот раз купить его.
В этом сообщении они просили всех, чтобы никто не соперничал с раби Шаломом за приобретение этого права и не поднимал цену. Так и поступили. Из года в год габаи объявляли цену размером в один злотый, и раби Шалом Данканер продолжал покупать для себя это почетное право.
Но однажды, спустя несколько лет, встал богатый еврей и заявил, что покупает право на открытие дверцы по более высокой цене. В синагоге началось смятение. Поскольку речь шла о деньгах, отдаваемых на святое дело, габаям нельзя было отказываться от этого предложения.
Габаи посоветовались между собой и решили продолжать торг. Один за другим молящиеся в синагоге предлагали все больше и больше, и так цена росла и увеличивалась. Всем было ясно, что в этом году раби Шалома ожидает большая печаль, поскольку он уже не сможет воспользоваться своим привычным правом во время Неилы.
Но когда сумма достигла огромной величины, случилось нечто неожиданное.
Внезапно молящиеся увидели пакет, брошенный с эзрат нашим в сторону габаев. Он приземлился на стол, и взволнованные габаи осторожно открыли его. В нем оказались бриллианты, жемчуг, украшения и драгоценные камни.
Это была жена раби Шалома, сидевшая вместе с остальными женщинами. Она не могла смотреть на страдания своего мужа и решила снять с себя жемчужные ожерелья и последние украшения, оставшиеся у нее с той поры, когда их семья была богатой.
Присутствовавшие в синагоге были шокированы преданностью жены своему мужу. Перед таким зрелищем не мог устоять даже тот богатый еврей, который поднял цену вначале. Он согласился передать право открыть дверцы перед свитком Торы раби Шалому.
На исходе этого святого дня габаи решили вернуть женщине ее украшения и предложили заплатить лишь символическую сумму. Но она отказалась принять их обратно, сказав, что пожертвовала их синагоге от всего сердца, чтобы помочь своему мужу.
Учитывая все это, было решено сшить роскошную завесу и сделать на ней надпись с помощью алмазов и жемчужин, которые жена раби Шалома бросила во время молитвы.
Из-за высокой стоимости этой завесы ее решили хранить в тайном месте и лишь раз в году доставать ее и вывешивать в синагоге. Это делали перед молитвой Неила, и двое габаев стояли рядом с ней, следя, чтобы с ней не приключилось ничего дурного (Бархи Нафши).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его