«Как носит кормилец младенца» (11:12). Сорок лет Моше Рабейну разделял с народом все тяготы, «как носит кормилец младенца», и не произнес ни слова жалобы — когда евреи грешили и бунтовали, жаловались и ворчали. Но в этой главе его терпение лопнуло, и он попросил увольнения: «И сказал Моше Б-гу: зачем Ты сделал зло Своему рабу, и почему я не снискал милость в Твоих глазах, что Ты повесил весь этот народ на меня… Если так Ты поступаешь со мной, так убей же меня».
Что случилось? Народ хотел мяса. Им надоел ман, и они решили разнообразить рацион. Вспомнили кабачки и арбузы, чеснок и лук. И что же?
Когда Всевышний сообщил Моше, что даст им мяса, тот спросил: «Если бы все рыбы моря были собраны для них — было б достаточно им?» Как понять такой вопрос? Ведь в море плавают миллиарды рыб — разве этого не хватит для шестисот тысяч человек?
Это объясняет наш учитель дон Ицхак Абарбанель, и слова его весьма актуальны. Попросить мяса — это не так уж страшно. Но плакать из-за нехватки мяса, когда хлеб имеется в изобилии — это доказывает, что хлеб они ни во что не ставят, но им нужны лишь разнообразие и излишества. Увидев такое, Моше Рабейну содрогнулся. Ведь если они хотят излишеств, этому не будет предела. «Если всех рыб моря собрать для них — будет ли достаточно им?» Дадут им сардин — потребуют лосося, дадут лосося — потребуют икры. Перед излишествами нет тормозов.
Не кажется ли это вам знакомым из других ситуаций? Когда человек доволен своей участью и потихоньку улучшает качество жизни — это прекрасно. Но если сердце захвачено страстью к новым вещам — кондиционер, микроволновая печь, видео, автомобиль, квартира, вилла — как это можно остановить? Такой человек разрушит свою жизнь и семью в этой беготне.
В такой ситуации даже Моше Рабейну, «верный пастырь», поднимает руки в бессилии и просит уйти в отставку. Никто не может устоять в бешеной погоне за удовлетворением страсти к излишествам.
Был случай во времена гаона раби Авраама Алшиха. Помощник царя, Годаси, враг всех евреев, гулял по берегу ручья и увидел роскошный виноградник, а в нем — гигантские грозья. И хотя ему хватало и собственных виноградников, он исполнился желанием заполучить его и стал его расхваливать. Ему сказали: «Он принадлежит еврею». Лицо злодея искривилось.
Он спросил у своих сопровождавших: «И много ли у евреев виноградников?»
Ему ответили: «Виноградники, сады и поля — всего достаточно».
Пошел он к имаму и стал подстрекать его против евреев со словами: «Почему они грабят сокровища нашего государства и не платят налоги?»
Имам ответил ему: «Делай, как тебе угодно».
Созвал помощник царя главных среди евреев и потребовал от них огромную сумму за все годы.
Евреи ответили: «Сегодня пятница — день, в который вы отдыхаете. А завтра шаббат — святой день для нас. В первый день новой недели мы предстанем перед тобой на суд».
На обратном пути они пошли к раввину. В это время он находился в синагоге. Они стояли снаружи, и он вышел к ним навстречу. Услышав их рассказ, он произнес: «Да падет проклятье на того, кто расскажет хоть слово об этом сегодня или завтра! Иначе это ввергнет евреев в печаль и уныние в святой шаббат».
В шаббат после утренней молитвы, когда в синагоге вынесли свиток Торы и положили на биму, рав произнес перед собравшимися: «Настройте свой разум на мою мысль: пусть смерть его наступит от дифтерии!»
Все отозвались и с полным намерением в сердце произнесли: «Амен!»
Открыли свиток Торы и прочли недельную главу.
В тот час Годаси, помощник имама Йехии, ехал на своем муле. Он проезжал мимо виноградника, и его одолел аппетит.
«Хотелось бы мне поесть винограда!» — сказал он сборщикам.
«Мы дадим тебе лучшие гроздья», — ответили они.
«Нет, хочу те, которые еще растут на лозах!» — заявил Годаси.
«Желаете, чтобы мы собрали их и принесли вам?»
«Нет, хочу сорвать их собственными зубами!» — закричал он.
Он соскочил с мула и в безумии побежал к виноградным лозам. Колючие ветки вонзились ему в живот, и его внутренности выпали наружу. Умирающий, он рухнул на землю. Так падут все враги Твои, Б-же!
Вот что причинили ему вожделение и страсть, которые не знали границ.
Когда об этом инциденте стало известно имаму, он сказал: «Это ему воздаяние за то, что поднял руку на евреев». Винограднику он позавидовал — виноградник же и наказал его. А суровое постановление, требующее от евреев платить огромные деньги, было отменено (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский