«Как носит кормилец младенца» (11:12). Сорок лет Моше Рабейну разделял с народом все тяготы, «как носит кормилец младенца», и не произнес ни слова жалобы — когда евреи грешили и бунтовали, жаловались и ворчали. Но в этой главе его терпение лопнуло, и он попросил увольнения: «И сказал Моше Б-гу: зачем Ты сделал зло Своему рабу, и почему я не снискал милость в Твоих глазах, что Ты повесил весь этот народ на меня… Если так Ты поступаешь со мной, так убей же меня».
Что случилось? Народ хотел мяса. Им надоел ман, и они решили разнообразить рацион. Вспомнили кабачки и арбузы, чеснок и лук. И что же?
Когда Всевышний сообщил Моше, что даст им мяса, тот спросил: «Если бы все рыбы моря были собраны для них — было б достаточно им?» Как понять такой вопрос? Ведь в море плавают миллиарды рыб — разве этого не хватит для шестисот тысяч человек?
Это объясняет наш учитель дон Ицхак Абарбанель, и слова его весьма актуальны. Попросить мяса — это не так уж страшно. Но плакать из-за нехватки мяса, когда хлеб имеется в изобилии — это доказывает, что хлеб они ни во что не ставят, но им нужны лишь разнообразие и излишества. Увидев такое, Моше Рабейну содрогнулся. Ведь если они хотят излишеств, этому не будет предела. «Если всех рыб моря собрать для них — будет ли достаточно им?» Дадут им сардин — потребуют лосося, дадут лосося — потребуют икры. Перед излишествами нет тормозов.
Не кажется ли это вам знакомым из других ситуаций? Когда человек доволен своей участью и потихоньку улучшает качество жизни — это прекрасно. Но если сердце захвачено страстью к новым вещам — кондиционер, микроволновая печь, видео, автомобиль, квартира, вилла — как это можно остановить? Такой человек разрушит свою жизнь и семью в этой беготне.
В такой ситуации даже Моше Рабейну, «верный пастырь», поднимает руки в бессилии и просит уйти в отставку. Никто не может устоять в бешеной погоне за удовлетворением страсти к излишествам.
Был случай во времена гаона раби Авраама Алшиха. Помощник царя, Годаси, враг всех евреев, гулял по берегу ручья и увидел роскошный виноградник, а в нем — гигантские грозья. И хотя ему хватало и собственных виноградников, он исполнился желанием заполучить его и стал его расхваливать. Ему сказали: «Он принадлежит еврею». Лицо злодея искривилось.
Он спросил у своих сопровождавших: «И много ли у евреев виноградников?»
Ему ответили: «Виноградники, сады и поля — всего достаточно».
Пошел он к имаму и стал подстрекать его против евреев со словами: «Почему они грабят сокровища нашего государства и не платят налоги?»
Имам ответил ему: «Делай, как тебе угодно».
Созвал помощник царя главных среди евреев и потребовал от них огромную сумму за все годы.
Евреи ответили: «Сегодня пятница — день, в который вы отдыхаете. А завтра шаббат — святой день для нас. В первый день новой недели мы предстанем перед тобой на суд».
На обратном пути они пошли к раввину. В это время он находился в синагоге. Они стояли снаружи, и он вышел к ним навстречу. Услышав их рассказ, он произнес: «Да падет проклятье на того, кто расскажет хоть слово об этом сегодня или завтра! Иначе это ввергнет евреев в печаль и уныние в святой шаббат».
В шаббат после утренней молитвы, когда в синагоге вынесли свиток Торы и положили на биму, рав произнес перед собравшимися: «Настройте свой разум на мою мысль: пусть смерть его наступит от дифтерии!»
Все отозвались и с полным намерением в сердце произнесли: «Амен!»
Открыли свиток Торы и прочли недельную главу.
В тот час Годаси, помощник имама Йехии, ехал на своем муле. Он проезжал мимо виноградника, и его одолел аппетит.
«Хотелось бы мне поесть винограда!» — сказал он сборщикам.
«Мы дадим тебе лучшие гроздья», — ответили они.
«Нет, хочу те, которые еще растут на лозах!» — заявил Годаси.
«Желаете, чтобы мы собрали их и принесли вам?»
«Нет, хочу сорвать их собственными зубами!» — закричал он.
Он соскочил с мула и в безумии побежал к виноградным лозам. Колючие ветки вонзились ему в живот, и его внутренности выпали наружу. Умирающий, он рухнул на землю. Так падут все враги Твои, Б-же!
Вот что причинили ему вожделение и страсть, которые не знали границ.
Когда об этом инциденте стало известно имаму, он сказал: «Это ему воздаяние за то, что поднял руку на евреев». Винограднику он позавидовал — виноградник же и наказал его. А суровое постановление, требующее от евреев платить огромные деньги, было отменено (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его