«От каждого мужа, которого побудит сердце» (25:2). Слово «муж» кажется лишним — можно было написать «от каждого, кого побудит сердце». Но раби Шимон бар Йохай говорит в Зоаре (ч. 2, 127): «“От каждого мужа” — от того, кто зовется “мужчиной” (иш), поскольку побеждает злое начало. Ибо каждый, кто одолевает его, называется “мужчиной”». Насколько же эти слова остры и как глубоко проникают! Если злое начало властвует над тобой — ты не мужчина, а тряпка. Скотина идет за своими инстинктами, а человек должен управлять ими!
В «Колеле Кодашим», основанном Хафец Хаимом в Радине, учился молодой человек, эрудированный и богобоязненный. Живя в бедности, он изучал Тору с усердием и большим погружением. С годами его семья выросла, и маленькие дети нуждались в пище, плача от голода. Пришел их отец к своему раву и спросил: «Учитель, необходимость нельзя осуждать — у меня нет выбора, кроме как заняться коммерцией. Но я обещаю, что буду посвящать время Торе и отделять десятину от заработка для поддержания учащихся. Прошу, благословите меня на успех в этом деле».
«Чем просить у меня благословения, — ответил Хафец Хаим, — лучше воспользуйся советом из Гмары: побольше трудись и проси помощи у Того, кому принадлежит богатство (Нида 70 а). Но ты должен знать, что когда обещаешь дать милостыню, это становится обетом. К тому же, десятину от денежных доходов почти можно считать требованием закона».
Молодой еврей снова повторил свои обещания, получил благословение от учителя и последовал совету Гмары. Б-г действительно помог ему: за несколько лет он стал уважаемым торговцем, и его разветвленный бизнес помог ему обустроиться в Москве, которая в ту пору была за пределами черты оседлости евреев.
А к Хафец Хаиму приходило много посетителей за благословением — бедные сборщики милостыни и посланники ешив. Он выслушивал их истории, а они, среди прочего, рассказывали о богачах, готовых придти на помощь в беде. Но имя этого ученика из их уст не звучало — о нем лишь говорили, что сердце его бесчувственно, а рука не разжимается. Хафец Хаим вздыхал и ничего не отвечал.
Однажды Хафец Хаим сам оказался в Москве. Несколько уважаемых евреев, которые там были, пришли поприветствовать его. Среди них был и тот его ученик. Когда все разошлись, и они остались вдвоем, он зарыдал горькими слезами.
«В чем дело? — спросил Хафец Хаим, — ты ведь теперь богат? Уж не заболел ли кто в твоей семье?»
«Да, учитель, — ответил тот, — это я заболел. И лекарство от болезни имеется, но я не могу его принять! Я заболел жадностью. Помню все свои обещания, которые я давал от чистого сердца, с полной готовностью их выполнить. Но теперь я словно парализован — ни одной копейки не могу отдать. Злое начало завладело мной. Отчего мне досталась такая судьба?»
«Успокойся, сын мой, — ответил наставник, — и послушай историю. Еврей из деревни приехал в город накануне праздника, чтобы купить продукты. Обратился к продавцу за прилавком и попросил муку на рубль.»
А тот ответил: «Мешок с мукой у тебя за спиной. Возьми совок и насыпь себе, сколько захочешь».
Покупатель наполнил пакет и положил на весы. «Пять рублей», — ответил продавец.
«Но ведь я просил муки только на рубль», — возразил еврей из деревни.
«Верно, — ответил тот, — но неужели ты думал, что будешь набивать свои пакеты мукой, а я не стану их взвешивать? Если высыпешь обратно четыре пятых, я уберу с весов четыре гири, и ты заплатишь рубль».
Теперь понимаешь, сын мой. Человек сам выбирает, а Б-г создал одно напротив другого. «Кто выше других, у того и злое начало больше» (Сукка 52 а). Говорят, бедные охотно дают милостыню другим. Это потому, что денег у них почти нет, и злое начало не терзает их. Когда обещал отделять десятину, ты был беден. Но неужели ты думал, что добавишь «муки» на одну чашу весов — умножишь свое богатство, — а злое начало не добавит гирь на другую чашу — жадности и скупости? Это твое испытание, и только ты один можешь с ним справиться (Майян а-Эмуна).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский