Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как Хафец Хаим вместо благословения дал полезный совет

«От каждого мужа, которого побудит сердце» (25:2). Слово «муж» кажется лишним — можно было написать «от каждого, кого побудит сердце». Но раби Шимон бар Йохай говорит в Зоаре (ч. 2, 127): «“От каждого мужа” — от того, кто зовется “мужчиной” (иш), поскольку побеждает злое начало. Ибо каждый, кто одолевает его, называется “мужчиной”». Насколько же эти слова остры и как глубоко проникают! Если злое начало властвует над тобой — ты не мужчина, а тряпка. Скотина идет за своими инстинктами, а человек должен управлять ими!

В «Колеле Кодашим», основанном Хафец Хаимом в Радине, учился молодой человек, эрудированный и богобоязненный. Живя в бедности, он изучал Тору с усердием и большим погружением. С годами его семья выросла, и маленькие дети нуждались в пище, плача от голода. Пришел их отец к своему раву и спросил: «Учитель, необходимость нельзя осуждать — у меня нет выбора, кроме как заняться коммерцией. Но я обещаю, что буду посвящать время Торе и отделять десятину от заработка для поддержания учащихся. Прошу, благословите меня на успех в этом деле».

«Чем просить у меня благословения, — ответил Хафец Хаим, — лучше воспользуйся советом из Гмары: побольше трудись и проси помощи у Того, кому принадлежит богатство (Нида 70 а). Но ты должен знать, что когда обещаешь дать милостыню, это становится обетом. К тому же, десятину от денежных доходов почти можно считать требованием закона».

Молодой еврей снова повторил свои обещания, получил благословение от учителя и последовал совету Гмары. Б-г действительно помог ему: за несколько лет он стал уважаемым торговцем, и его разветвленный бизнес помог ему обустроиться в Москве, которая в ту пору была за пределами черты оседлости евреев.

А к Хафец Хаиму приходило много посетителей за благословением — бедные сборщики милостыни и посланники ешив. Он выслушивал их истории, а они, среди прочего, рассказывали о богачах, готовых придти на помощь в беде. Но имя этого ученика из их уст не звучало — о нем лишь говорили, что сердце его бесчувственно, а рука не разжимается. Хафец Хаим вздыхал и ничего не отвечал.

Однажды Хафец Хаим сам оказался в Москве. Несколько уважаемых евреев, которые там были, пришли поприветствовать его. Среди них был и тот его ученик. Когда все разошлись, и они остались вдвоем, он зарыдал горькими слезами.

«В чем дело? — спросил Хафец Хаим, — ты ведь теперь богат? Уж не заболел ли кто в твоей семье?»

«Да, учитель, — ответил тот, — это я заболел. И лекарство от болезни имеется, но я не могу его принять! Я заболел жадностью. Помню все свои обещания, которые я давал от чистого сердца, с полной готовностью их выполнить. Но теперь я словно парализован — ни одной копейки не могу отдать. Злое начало завладело мной. Отчего мне досталась такая судьба?»

«Успокойся, сын мой, — ответил наставник, — и послушай историю. Еврей из деревни приехал в город накануне праздника, чтобы купить продукты. Обратился к продавцу за прилавком и попросил муку на рубль.»

А тот ответил: «Мешок с мукой у тебя за спиной. Возьми совок и насыпь себе, сколько захочешь».

Покупатель наполнил пакет и положил на весы. «Пять рублей», — ответил продавец.

«Но ведь я просил муки только на рубль», — возразил еврей из деревни.

«Верно, — ответил тот, — но неужели ты думал, что будешь набивать свои пакеты мукой, а я не стану их взвешивать? Если высыпешь обратно четыре пятых, я уберу с весов четыре гири, и ты заплатишь рубль».

Теперь понимаешь, сын мой. Человек сам выбирает, а Б-г создал одно напротив другого. «Кто выше других, у того и злое начало больше» (Сукка 52 а). Говорят, бедные охотно дают милостыню другим. Это потому, что денег у них почти нет, и злое начало не терзает их. Когда обещал отделять десятину, ты был беден. Но неужели ты думал, что добавишь «муки» на одну чашу весов — умножишь свое богатство, — а злое начало не добавит гирь на другую чашу — жадности и скупости? Это твое испытание, и только ты один можешь с ним справиться (Майян а-Эмуна).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его