«Вот приношение, которое вы возьмете у них» (25:3). В нашей главе евреям было заповедано дать приношение для строительства скинии (переносного храма): «Золото, серебро и медь… лен и шерсть коз… и камни оникса, и камни вставные для эфода и нагрудника». Святой автор «Ор а-Хаим» написал об этом следующее: «Причина в том, что строительство скинии не завершается без одного из этих компонентов. Но речь не идет о том, чтобы каждый еврей приносил все это — в общей совокупности приношение всего народа должно включать все эти виды. Или же нам хотят сказать, что от приносящих нужно принимать все 13 перечисленных компонентов, не пренебрегая и теми, кто приносит лен и кожи».
Если задуматься над сказанным, здесь содержится урок на все поколения. Есть великие мудрецы Торы, святые и праведники, служение которых приравнивается к золоту и серебру, а заповеди их сияют, как сапфир и бриллиант.
А есть мы со своими простыми заповедями, без внутреннего огня и без глубоких намерений, без сверкания духовных молний и великолепия. У нас это словно подношение из льна, кожи и шерсти…
Но именно так Всевышний и устроил Свой народ: «Народ этот подобен виноградной лозе, в которой есть грозди и ягоды, листья и черенки» (Хулин 92 а). Нас также сравнивают с четырьмя растениями праздника Суккот: бывают среди нас этроги, а бывают и ветки ивы…
Известно, что любая заповедь принимается наверху с благоволением. «От приносящих нужно принимать все 13 перечисленных компонентов, не пренебрегая и теми, кто приносит лен и кожи». Это руководство для нас. Нельзя пренебрегать теми, кто знает меньше, чем мы, или не так качественно выполняет заповеди. Взгляните, что написано в Сефер Хасидим (п. 18): «Был случай с одним коэном, который простирал руки (т. е. читал благословение коэнов) и вместо “убережет тебя” (ишмереха) произносил “уничтожит тебя” (ишмедеха). В синагоге присутствовал один мудрец, и он прогнал этого коэна. А затем к этому мудрецы пришло видение свыше: если он не вернет коэна обратно, то будет наказан».
Но само собой разумеется, что это не освобождает тех, кто мог бы принести «золото и серебро», от стараний улучшить качество своего служения Б-гу. Мы ведь знаем, как была принята жертва Каина, принесшего гнилые овощи (см. Раши, Берешит 4:3).
Поэтому нужно стараться выполнять заповеди наилучшим образом. С сосредоточенностью, с энтузиазмом и с предельной алахической точностью. Но с другой стороны, нельзя относиться неуважительно к тем, у кого это не получается, или чьи познания слишком малы. Об этом сказано: «Одинаковы и тот, кто прибавляет, и тот, кто уменьшает, — лишь бы сердце было устремлено к Небу» (Майян а-Шавуа).
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь