«Вот законы, которые ты положишь перед ними» (21:1). Одним из выдающихся мудрецов еврейской мысли и нравственности в недавнем прошлом — духовным гигантом, которого рав Деслер увенчал титулом «самый глубокомысленный в нашем поколении», — был раби Йерухам из Мира. В одной из своих статей он говорит о коротком мидраше, относящемся к нашей недельной главе, и освещает его по-новому — так что это может произвести переворот в наших взглядах на собственный образ жизни.
Мидраш говорит, что еще до дарования Торы была записана глава о судьях. Итро приехал и увидел, что Моше в одиночку судит народ. Он предложил разветвленную судебную систему — десятников, пятидесятников, сотников и тысячников. А на вершине пирамиды должен был оказаться сам Моше. Вслед за этим была написана глава о даровании Торы, а после нее — наша глава, излагающая имущественные законы, действующие между людьми, и порядки судопроизводства.
Далее Мидраш говорит (Шмот Раба 30:3): Чему это подобно? Царице, которая проходила по дороге. Почетный караул шел впереди и позади нее, а она — посередине. Так и Тора: законы до нее, законы после нее, а она — посередине. Дарование Торы описано между двумя разделами, повествующими о судьях и законах.
Давайте остановимся на секунду и задумаемся: что Мидраш хочет сказать? Важность чего хочет подчеркнуть? Очевидно, важность суда и правосудия. Ведь это одна из основ мира: «На трех вещах держится мир (олам): на суде, на истине и на мирных отношениях (шалом)». Рассмотрев их, мы увидим, что они взаимосвязаны: честная система правосудия опирается на истину и приводит к миру. Каждый знает границы дозволенного, а в случае конфликта вмешивается судья и выносит правильный приговор.
Все это верно само по себе, но не это имел в виду Мидраш.
Раби Йерухам, «самый глубокомысленный», размышляет и спрашивает: разве конвой и сопровождение являются главными? Конечно, нет! Главная — царица, а сопровождение лишь следит за тем, чтобы она не пострадала.
В таком случае мы должны разобраться: кто же главный? Что это за царица? Это Тора! А что в ней главное? «Учение милосердия» (Мишлей 31:27). Гмара говорит о ней (Сота 14 а): «У Торы начало — благотворительность и конец — благотворительность». «Большая часть заповедей Торы — радовать людей». Главное — это милосердие, но нужно установить и принципы для решения конфликтов. Вот почему Торе был дан «почетный караул» из законов о вреде и имущественных спорах. Но это лишь упаковка для подарка, хранящегося внутри (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский