«Вот законы, которые ты положишь перед ними» (21:1). Одним из выдающихся мудрецов еврейской мысли и нравственности в недавнем прошлом — духовным гигантом, которого рав Деслер увенчал титулом «самый глубокомысленный в нашем поколении», — был раби Йерухам из Мира. В одной из своих статей он говорит о коротком мидраше, относящемся к нашей недельной главе, и освещает его по-новому — так что это может произвести переворот в наших взглядах на собственный образ жизни.
Мидраш говорит, что еще до дарования Торы была записана глава о судьях. Итро приехал и увидел, что Моше в одиночку судит народ. Он предложил разветвленную судебную систему — десятников, пятидесятников, сотников и тысячников. А на вершине пирамиды должен был оказаться сам Моше. Вслед за этим была написана глава о даровании Торы, а после нее — наша глава, излагающая имущественные законы, действующие между людьми, и порядки судопроизводства.
Далее Мидраш говорит (Шмот Раба 30:3): Чему это подобно? Царице, которая проходила по дороге. Почетный караул шел впереди и позади нее, а она — посередине. Так и Тора: законы до нее, законы после нее, а она — посередине. Дарование Торы описано между двумя разделами, повествующими о судьях и законах.
Давайте остановимся на секунду и задумаемся: что Мидраш хочет сказать? Важность чего хочет подчеркнуть? Очевидно, важность суда и правосудия. Ведь это одна из основ мира: «На трех вещах держится мир (олам): на суде, на истине и на мирных отношениях (шалом)». Рассмотрев их, мы увидим, что они взаимосвязаны: честная система правосудия опирается на истину и приводит к миру. Каждый знает границы дозволенного, а в случае конфликта вмешивается судья и выносит правильный приговор.
Все это верно само по себе, но не это имел в виду Мидраш.
Раби Йерухам, «самый глубокомысленный», размышляет и спрашивает: разве конвой и сопровождение являются главными? Конечно, нет! Главная — царица, а сопровождение лишь следит за тем, чтобы она не пострадала.
В таком случае мы должны разобраться: кто же главный? Что это за царица? Это Тора! А что в ней главное? «Учение милосердия» (Мишлей 31:27). Гмара говорит о ней (Сота 14 а): «У Торы начало — благотворительность и конец — благотворительность». «Большая часть заповедей Торы — радовать людей». Главное — это милосердие, но нужно установить и принципы для решения конфликтов. Вот почему Торе был дан «почетный караул» из законов о вреде и имущественных спорах. Но это лишь упаковка для подарка, хранящегося внутри (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его