«Я тоже услышал стон сынов Израиля… и вспомнил Мой союз» (6:5). Согласно комментарию «Сфорно», существовало три причины для избавления сынов Израиля из Египта. Первая — это «заслуги отцов», вторая — «союз отцов». Об этом Всевышний заверил Авраама во время видения, и об этом говорит предыдущая фраза: «И также заключу Мой союз с ними, чтобы отдать им землю Кнаан». Третья причина выражается словами: «Я тоже услышал стон сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Мой союз».
Вопрос в том, зачем понадобилась третья причина, если уже есть заслуга отцов и обещание, данное в видении Аврааму? Почему так важен был стон сынов Израиля под игом рабства и их молитва, идущая из глубин сердца?
Сфорно объясняет, что, поскольку евреи погрузились в сорок девять врат нечистоты, они были так далеки от возможности получить избавление и называться «народом Б-жьим», что даже ангелы при рассечении Тростникового моря высказали обвинение: «Эти служат идолам, и те служат идолам — почему же Ты спасаешь одних и губишь других?»
В таком состоянии, даже если бы евреи освободились, никак нельзя было ожидать от них, что они примут Тору и вступят на святую землю. Их приближение и возвышение произошло только в результате их стонов и молитв, когда им стало невмоготу. Лишь так они сделались достойными, и Б-г припомнил для них Свой союз, как сказано: «И увидел, когда стало тяжко им, услышав их голос, и вспомнил для них Свой союз» (Теилим 106:45).
Получается, что несмотря на многие заслуги, без ключа в виде молитвы невозможно удостоиться всех благ.
Эта идея становится понятной благодаря притче. Турист после нескольких утомительных часов поездки добрался до пункта назначения и въехал в роскошную гостиницу. Плату он внес заранее, все было организовано вплоть до мелочей. Даже ключ ему выслали почтой. Он хотел сразу войти в свою комнату и немного передохнуть, но подойдя ко входу в нее, он хлопнул себя по лицу: оказывается, что ключ к комнате он забыл в одном из мест, по которым путешествовал.
Однако он быстро заметил в стороне брошенный ключ. Попытал счастье, и оказалось, что тот действительно подошел к замочной скважине. Но повернуть этот ключ не удалось. Туристу пришло в голову слегка подточить зубчики ключа, и после такого действия дверь комнаты настежь отворилась.
Именно так действует и молитвенный ключ. Молитва — это ключ, открывающий двери и врата всех миров. Даже когда человеку уже постановлено обрести изобилие в духовном и материальном, если у него нет ключей — молитв и просьб — он не получит блага.
Но иногда и простой молитвы недостаточно. Бывает, что требуется стон и крик души: «Б-же, спаси!»
«Услышал Я стон сынов Израиля». Как с ключом нужно было подточить его зубчики, чтобы он вошел в скважину, так и с молитвой. Тогда она способна пробить небосводы.
У святого Бааль Шем Това был обычай, окутанный покровом таинственности. Каждый раз на исходе шаббата он устраивал поездку в какое-то неизвестное место и брал с собой несколько учеников, не знавших цель и причины этого мероприятия. Извозчик сидел наготове днем и ночью в ожидании всего, что прикажет ему праведник. Он был согласен ехать ночью в снежную бурю точно так же, как и днем в страшный летний зной.
Однажды после шаббата Бааль Шем Тов сказал своим ученикам присоединиться к нему в поездке. После длительной езды они достигли дома одного еврея-крестьянина. Увидев гостей, входящих к нему в дом, он засиял от радости. Это был благочестивый богобоязненный еврей, который не каждый день мог видеть у себя гостей.
Он поспешил и приготовил для них стол к трапезе «проводов царицы». Но поскольку он был беден, ему ничего не оставалось подать, кроме блюд, оставшихся с шаббата.
К великому удивлению, Бааль Шем Тов обратился к крестьянину и сказал с недовольством: «И это все? Этого мало! Нужно добавить еще еды…» Ученики были удивлены, но зная своего наставника, поняли, что за таким поведением скрывается нечто большее.
Крестьянин в смятении пошел на кухню искать еще еды, но вернулся с пустыми руками. Он не находил себе места и от печали забился в угол дома и стал плакать и молиться из глубины сердца: «Владыка мира! Дай мне то, что я смогу дать моим гостям».
По завершении скудной трапезы Бааль Шем Тов и его ученики поблагодарили еврея-крестьянина и поехали обратно.
На следующий год Бааль Шем Тов снова взял их в гости к тому же еврею. Когда приехали, они были поражены, увидев, что готовая рухнуть хижина превратилась в просторный терем, окруженный садом, а внутри была дорогая мебель и красивая посуда.
Хозяин поспешил им навстречу и в их честь приготовил трапезу полную всяких блюд. За столом он рассказал, что в прошлый свой визит они оставили ему благословение, и с тех пор успех сопутствовал ему во всем.
На обратном пути ученики устремили взгляд к своему святому наставнику, чтобы он объяснил им, в чем здесь секрет. «Знайте, — сказал Бааль Шем Тов, — с Небес хотели дать этому еврею богатство, но он всегда довольствовался тем, что имел, и не молился о большем. Не хватало лишь маленькой молитвы, чтобы к нему пришло все, что вы сейчас видели. Год назад, потребовав у него еще еды, я подтолкнул его к молитве, и судьба его изменилась» (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский