«Вопль Сдома и Аморы велик» (18:20). Жители Сдома были стерты с лица земли и, насколько известно, произошло это внезапно, без предупреждения. Поколение потопа получало предупреждения в течение 120 лет — Ноах неустанно увещевал их. А Сдом был разрушен мгновенно дождем из огня и серы.
Здесь возникает вопрос. Возможно, жители Сдома не заслужили предупреждения, потому что их поступки противоречили базовой общечеловеческой морали. Их совесть должна была возмущаться и упрекать их. Но почему суд над ними был таким беспощадным, и почему их настигло абсолютное уничтожение? Этот вопрос опирается на слова Мидраша на тему Каина, убившего своего брата. Это было злонамеренным убийством, но в наказание он был отправлен в изгнание, как это делают с убившим по ошибке. Почему? Мидраш объясняет: «Приговор Каина — не такой, как приговор для остальных убийц. Каин убил, но ему не было у кого учиться». С того момента «каждый, кто убьет Каина, будет убит».
Жители Сдома приберегали свое богатство для себя: «Нищего и бедного не поддерживали» (Ихезкель 16:49). «Объявляем, что вход для попрошаек запрещен», — провозгласили они. «Мы не благотворительное общество. Нас интересуют доходы и прибыль». Это порочно и жестоко, но почему не судить их как заблуждающихся? Ведь до них никто не впадал в такую жестокость, а значит, им не было у кого учиться.
Можно было бы сказать, что им надлежало учиться у старшего соседа — нашего праотца Авраама, который был столпом милосердия. Но подумайте сами! Разве можно требовать от кого-то такой щедрости? Зарезать теленка для каждого гостя, чтобы преподнести ему язык с горчицей на блюдечке. Бежать навстречу гостям и кланяться им, умолять их, чтобы они соблаговолили отдохнуть в тени. Поступки Авраама были удивительными со всех точек зрения. Даже наши святые учителя Талмуда удивлялись: «Нам ли у Авраама учиться?» — разве можно требовать от нас, чтобы мы поступали так же? (см. Йома 28 б) И уж тем более, что тут говорить о жителях Сдома!
Ответ на поставленный вопрос мы дадим в форме рассказа.
Группа хасидов собралась, чтобы с утра пораньше выехать в Цанз, к праведнику раби Хаиму Гильберштаму (автору книги «Диврей Хаим»). Решили помолиться с восходом солнца и прибыть в Цанз после того, как их учитель закончит свою молитву, чтобы получить его благословение и вернуться обратно. Один пожилой еврей услышал об этом и попросил их взять его с собой. Когда приехали в Цанз, молитва была в самом разгаре. Они встали у входа и дожидались, пока она закончится. Тот старик посмотрел и увидел молящихся людей, а у восточной стены — еврея, закутанного в талит, танцующего, хлопающего в ладоши и поющего громким голосом. Это было удивительное зрелище, и старику захотелось разглядеть его получше. Он подбирался все ближе и ближе, пока не оказался напротив этого воодушевленного еврея, и уставился на него. Внезапно праведник перестал петь и танцевать, схватил старика, отвел его ко входу в зал синагоги и вытолкнул наружу…
Праведник вернулся на свое место и завершил вдохновенную молитву, а тот старик не знал, что и думать. Остальные приехавшие выстроились в ряд, и раби Хаим благословил каждого из них. Когда же он подошел к этому старику, то взял его за руку, отвел его во двор и вытолкнул наружу.
Праведник вернулся домой, а обиженный старик плакал снаружи. У габая в синагоге сердце наполнилось жалостью, и он сказал ему: «Постараюсь заступиться за тебя перед ребе».
Габай вошел в дом и произнес: «Тот пожилой человек все еще стоит снаружи».
«Пусть уезжает в свою деревню, — воскликнул праведник, — я не хочу его видеть!»
«Он горько плачет», — постарался возразить габай.
«Так ему и надо», — заявил праведник.
«Он хочет знать, в чем он виноват».
«Неужели? — удивился ребе, — Когда видят, как еврей служит Творцу, разве его разглядывают, словно редкого зверя в зоопарке? Как можно оставаться сухим и безразличным, тешить свою любопытство? Если человек не впечатляется от того, как его ближний служит Б-гу, этим он доказывает, что еврейская искра уже погасла внутри него. Поэтому я не хочу его знать!»
«Но если он плачет, разве не значит это, что нечто в его душе пробудилось?» — спросил габай.
«Что ж, тогда приведи его, и пусть получит благословение», — согласился праведник.
Здесь и кроется ответ на наш вопрос. Если у тебя есть такой сосед, как Авраам, а сам ты продолжаешь жить по законам Сдома, значит, искра человечности уже погасла в тебе, и больше у тебя нет надежды… Никто не требует от тебя быть таким, как он. Но что-то в тебе должно пробудиться (Майян а-Шавуа).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его