«Собери народ — мужчин, женщин и детей» (31:12). Гаона раби Шломо Залмана Ойербаха как-то спросили: «В Гмаре мы учим: пожелал Святой, благословен Он, удостоить Израиль, поэтому преумножил для него Тору и заповеди (Макот 23 б). Обычно в мире, когда кто-то хочет удостоить другого, он облегчает его бремя, а не отягощает. А здесь хотел удостоить и прибавил тяжести?!»
По правде сказать, вопрос этот известен, и ответов на него много. И все они правильные. Раби Шломо Залман добавил к ним еще один правильный ответ.
Всякая заповедь, — сказал он, — добавляет еще долю в будущем мире, с которым ничто в нашей жизни не сравнится. На самом деле Всевышний мог и сократить число заповедей. Шаббат, кашрут, тфилин, поведение в семье — об этом нам нужно было сообщить. Но Тора с ее законами не оставляет ни одного поступка без правил и указаний. Какой ботинок обувают сначала и какой шнурок завязывают? Какую часть тела нужно мыть прежде остальных и на какую руку лить воду? Зачем все это? Чтобы удостоить евреев и умножить их награду!
Это не новые действия, которые Тора от нас требует. Это действия, которые мы и так совершаем. Тора лишь устанавливает, как именно нужно выполнять их, чтобы они тоже вошли в систему заповедей и прибавились к нашей награде.
И на это есть точные указания у наших учителей к этой недельной главе: «Собери народ — мужчин, женщин и детей». Мужчины приходят, чтобы учиться, женщины — чтобы слушать. Зачем же приходят дети? Чтобы принести награду тем, кто их приводит. Рав Яаков из Лисы объяснил: «Если уж мужчины приходят учиться, а женщины слушать, зачем нужно отдельно говорить и приведении детей? Ведь если родители приходят, они неизбежно приведут с собой и детей! Ответ в том, что это дает награду приведшим их. Это будет заповедь, и за нее получат награду…»
Что это за награда? Саба из Кельма сказал («Хохма у-Мусар» 1:75), что для родителей нет большей награды, чем воспитать детей в Торе и трепете. Пусть грандиозное собрание перед Моше останется запечатлено в юных душах и проложит им путь в воспитании.
Эта точка зрения прямым текстом отражена в Писании: «А сыновья ваши, которые не знали, услышат и научатся бояться Б-га Всесильного вашего все свои дни». Рамбан и Сфорно объяснили, что речь здесь идет о детях. Также написано и в «Ор а-Хаим»: «Это соответствует маленьким детям. И хотя они еще не достигли возраста обучения, все же пусть научатся бояться Б-га. Их нужно воспитывать к этому. Когда дети с малых лет учатся этому, трепет поселяется в них на все дни»
Как чудесно сказанное, и насколько ко многому обязывает! (Майян а-Шавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его