«И завладеешь, и будешь жить на ней» (26:1). Остается меньше двух недель до Рош а-Шана — до дня суда. Меньше двух недель до решающего момента, когда люди записываются в книгу жизни или наоборот, к богатству или наоборот, к счастью или наоборот. Не будем забывать, что все аварии и страшные теракты, все чудовищные сцены, смерть и потеря родных — вся кровь, страдания и мучения, ожоги и ранения, все было определено в один день — в прошлый Рош а-Шана. Трудности в заработке — это также следствие Рош а-Шана. Все без исключения, даже легкая головная боль, даже мелкие жизненные разочарования — все это было установлено для нас в Рош а-Шана!
А чего нам ждать от следующего Рош а-Шана? Будем надеяться, что лишь добра и милосердия, света и благословения. Пусть это будет год, исполненный счастья. Хорошо бы… Но что бы ни произошло — это будет установлено в Рош а-Шана. А что именно будет установлено в этот день — зависит от нас.
Через две недели будут поставлены весы. Заповеди лягут на одну их чашу, а грехи — на другую. Счастлив тот, кто сможет сделать побольше заповедей и добавить груза на их чашу, как и тот, кто сумеет воздержаться от грехов и уменьшить их вес. Это не трудно: «За каждое раскаяние приходит прощение», — написал рабейну Йона в «Шаарей Тшува» (1:9). Любое сожаление, даже крупица страдания о совершенном грехе в какой-то мере уменьшает его вес.
В таком случае в чем же проблема? Ведь не бывает еврея, который не сожалел бы о своих грехах! «Грешники полны сожаления», говорят наши мудрецы (Сефер а-Мидот 9:5). А что касается заповедей, «даже преступники Израиля полны заповедей, как гранат». Значит, правая чаша весов полна, а левая сокращается — нам гарантирован хороший год!
Но почему же прошлый год не был таким? Отчего мы просим, чтобы год закончился вместе с его проклятьями?
Еще один вопрос: если даже злодеи полны заповедями, как гранат, зачем же мы едим гранаты и просим, чтобы это послужило нам знаком для преумножения заповедей? Разве мы хуже, чем преступники в народе Израиля?
Ответ в том, что мы, возможно, и делаем целые тонны заповедей, но они не записываются на наш счет. Это похоже на человека, который постоянно ходит на работу и самоотверженно трудится, но забывает отметиться в записях у начальства…
Как же такое возможно? Разве на Небесах забывают о чем-либо? Конечно же, нет. Ведь «нет забвения перед престолом славы Твоей». Но существует правило: заповеди требуют намерения. Нужно совершать акт заповеди и состредотачиваться на исполнении воли Творца — лишь тогда эта заповедь будет записана тебе в заслугу. Если же ты не думал о том, что исполняешь заповедь, она не засчитана для тебя.
Возьмем для примера первую заповедь из нашей недельной главы.
Если кто-либо из народа Израиля сидит в сукке, даже одну секунду, он этим исполняет повелительную заповедь. Если же он вообще не выходит оттуда все дни праздника, сколько заповедей оказывается на его счету! Представьте теперь, что праздник длится месяц, и за все эти дни еврей так и не вышел ни разу из сукки. Счастлив он, прекрасен удел его! А что, если два месяца, полгода, год? Его награда будет неизмерима. По мнению же нашего учителя Рамбана, заповедь жить в стране Израиля актуальна по Торе и в наше время, как сказано: «И завладеешь, и будешь жить на ней». Еврей, живущий в стране Израиля, словно весь год сидит в сукке, прибавляя миллиарды заповедей! Но есть одно условие — он должен делать это сознательно, намереваясь исполнить волю Творца. Лишь тогда все эти заповеди будут записаны на его имя.
Еще сказано (Ктубот 50 а): «“Делающий благотворительность в любое время” (Теилим 106:3) — это тот, кто обеспечивает жену и детей». Знал ли ты, что работая, не покладая рук, ради того, чтобы честно прокормить свою семью, ты занимался заповедью? Просто знай об этом, подумай: «Я намереваюсь исполнить волю Творца — честно и с достоинством прокормить свою семью».
Знаешь ли ты, что любая улыбка, любое одобрение, любая помощь, которую ты оказываешь, — все это заповеди милосердия? Человек вкушает плоды от них уже в этом мире, но основная награда ждет его в мире будущем. Также и каждое произнесенное слово при изучении Торы является отдельной заповедью. Молитва в час нужды — еще одна повелительная заповедь! (Рамбан). Если только будем осознавать наше богатство заповедей, они непременно умножатся, как зернышки в гранате, и обеспечат нам хороший и счастливый год! (Майян а-Шавуа)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?