«Ибо Б-г Всесильный ваш идет перед вами, чтобы воевать за вас» (20:4). Следующая история произошла около 260 лет назад. Великий светоч, святой гаон раби Хаим Абулафия создавал еврейское поселение в Тверии. Он встал во главе верной и процветающей общины, которой предоставил свое покровительство шейх Дахир аль-Амар, построивший вокруг нее стены.
Эти укрепления сильно не нравились правителю Дамаска, боявшемуся возникновения нового центра силы в его владениях. Он двинулся против Тверии с большим войском, чтобы захватить город и разрушить стены. Евреи Дамаска поспешно послали раби Абулафии сообщение, чтобы он бежал из Тверии вместе с членами общины и всем имуществом. Если они доберутся до Цфата, там им обещана защита. Но рав отказался оставлять город.
Началась осада, и от пучешных выстрелов дрожал воздух. Они стреляли по городу день и ночь. Чудеса Всевышнего были неисчислимы — от снарядов не был разрушен ни один дом, и не погиб ни один человек, хотя каждый такой снаряд был способен разнести несколько зданий. Большинство снарядов упало в озеро Кинерет, некоторые попали в пустую землю, а часть — взорвались в воздухе.
Во время обстрела в руке у раби Абулафии был посох, на котором были начертаны святые имена. Он направлял его на снаряды, и они падали в озеро.
После длительной и разочаровывающей осады, непринесшей никаких результатов, правитель Дамаска отчаялся и отошел от города. Для осажденных наступили свет и радость, они прочли Алель и произнесли молитву «Душа всего живого».
Но на этом история не закончилась. Неудачи преследовали правителя, и он превратился в объект насмешек. Как он мог не победить, со всей своей армией, одинокий город? Ему нужно было как-то восстановить свою растоптанную честь, и он поклялся снова пойти на Тверию и не отступать до ее полного уничтожения. Раву вновь подсказали, что нужно бежать, но он и в этот раз отказался так поступить.
В месяц Ав правитель Дамаска выступил с большой армией и прибавил к ним отряды и оружие из Акко. Он уничтожил все деревни вокруг Тверии и перекрыл подход по воде. На этот раз осада должна была быть долгой и неотступной, до полного уничтожения.
Вечером в шаббат, после трапезы, в доме рава собрались члены общины в мрачном расположении духа. Сын рава сидел у стола и готовил чтение Афтары к этой главе: «Я, Я ваш утешитель, кто ты, чтобы бояться тебе смертного человека, сына человеческого, который травой станет?»
Рав услышал эти слова и произнес: «Бодритесь! Разве вы не слышали? Это слово Б-жье, посланное нам. Б-г — наш утешитель, и нам нечего бояться смертного человека».
Шаббат в том году выпал на 4-е Элуля, а в первый день следующей недели правитель Дамаска заболел. Еще через день его состояние ухудшилось, а затем он умер. Осада была снята. «Тогда вся еврейская община возрадовалась, а рав произнес речь об этом чуде и прочел Алель, как в первый раз. Члены общины приняли для себя и своих потомков устраивать праздник 7-го Элуля — в тот день, когда умер их враг. И да сгинут так же все враги Б-га, и да придет спасение вместе с нашим Машиахом вскоре, в наши дни. Амен, да будет такова воля» (книга «Зимрат а-Арец», написанная в память об этом чуде).
Нам также обещаны такие чудеса, как и в те дни, если только мы исполним слова Всевыщнего, сказанные Им через пророка: «Я, Я ваш утешитель, кто ты, чтобы бояться тебе смертного человека, и как забудешь Б-га, создавшего тебя, простирающего небо и основавшего землю?»
Если только не забудем Б-га, нам гарантировано, что и Он не забудет нас!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский