«Смотри, Я ставлю перед вами сегодня благословение» (11:26). Гаон раби Давид а-Коэн в своей книге «Аават Давид» написал, что Моше Рабейну не зря подчеркивает слово «сегодня». Это учит нас тому, что человек способен измениться каждый день и перейти с пути проклятия на путь благословения. Подобно этому, можно с легкостью превратить изучение «не во имя» в изучение «во имя» благодаря тому, что оно будет совершаться ради ближнего.
Рав Элияу Рот, бывший помощником Адмора раби Шломо из Звиля и сам ставший для многих учителем, говорил: «Главная чудесная сила Торы раскрывается, когда ее изучают во имя Творца. Тогда она “защищает и спасает”, оберегает человека от любых дурных напастей. С другой стороны, когда еврей творит добро ближнему, даже если это делается не во имя Творца, такая важная заповедь записывается ему в заслуги. Ведь к конечном счете тот, кому сделали добро, получил пользу и удовольствие».
Затем он обратился к слушателям и сказал: «А если так, у меня для вас хорошее предложение. Примите решение, что будете изучать Тору ради ее преподавания. Тогда ваша Тора превратится в “учение милости”, и заповедь совершения добра, заключенная в ней, окажет свое влияние, даже если вы не будете изучать ее во имя Творца. Достичь уровня “учить, чтобы преподавать” можно и без того, чтобы затем давать уроки сотням учеников. Любую ценную мысль, которую вы выучили, передайте затем еще кому-то — другу, ученику, соседу, и так вы извлечете из Торы еще и милосердие».
То же самое открыл святой Адмор из Гура, автор книги «Имрей Эмет». Он задает вопрос: как сыны Израиля исполняли заповедь подаяния милостыни и оказания помощи в пустыне? Ведь там у них ничего не было! Все необходимое приходило к ним с Небес. Могли ли они выполнить заповедь милосердия?
Он отвечает, что их милосердие выражалось в том, что они преподавали друг другу Тору.
Эта заповедь милосердия через преподавание Торы в особенности исполняется, когда помогают ученикам, столкнувшимся с проблемами и зашедшим в тупик. Их приободряют продолжать учебу, чтобы они не упали в бездну отчаяния. Такая Тора безусловно является Торой милости (Леханех Бесимха).
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь