Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о человеке, у которого болели глаза, и всемогущем знахаре

«За Б-гом Всесильным вашим идите» (13:5). Раби Буним из Пшисхи с возрастом ослеп. Долгое время его зрение ухудшалось, еще пока он был выдающимся учеником, который ради пропитания занимался торговлей в Данциге, экономическом центре. Он обратился к врачам, но они сказали, что дальше будет только хуже. Он молился и молча переносил свои страдания.

Однажды к нему пришел за советом некий еврей, которого к нему направили. Он рассказал, что страдает от страшной боли в глазах. Врач в его городе сдался перед этой проблемой. Тогда он поехал в крупный город, но и там его ждало разочарование. Потом он оказался в Данциге в поисках средства исцеления, стал расспрашивать, и ему сказали, что есть неподалеку один торговец, у которого тоже болезнь глаз, и который уже обошел всех врачей и знает их.

Раби Буним был рад поделиться опытом и направил просителя к лучшим врачам.

Не прошло много времени, как тот еврей вернулся. Он рассказал, что побывал у всех врачей, но они разочаровали его. Тем временем его состояние ухудшалось. Но он слышал, что в одном переулке в нищем районе живет знахарь, который делает заговоры и ворожбу. Если уж врачи не смогли помочь, надо бы сходить к этому волхву. А поскольку он знает, что и раби Буним страдает из-за болезни глаз, и врачи не помогли ему, он решил в знак благодарности за советы предложить пойти к знахарю вдвоем.

Раби Буним ответил: Тора заповедует нам стараться заботиться о здоровье. Это старание включает и хождение по врачам. Если бы ты сказал, что врачи из Данцига не нашли для тебя средства лечения, я бы направил тебя к более сведущим врачам в Кенигсберг и в Берлин. Все это — в рамках обязанности, возложенной на нас, вместе с молитвой, чтобы получить помощь свыше.

Но если ты отчаялся от естественных средств и решил обратиться к духовным, зачем тебе тащить меня к колдунам? Поехали лучше вместе к святому Магиду из Кожниц! Зачем прибегать к нечистым силам, если можно заручиться помощью сил святости!

В нашей главе мы встречаем предостережение не ходить к языческим пророкам. Вместо этого «за Б-гом Всесильным вашим идите» — следуйте совету истинного пророка, объясняет Рамбан: «Только у него будем вопрошать обо всем скрытом и о будущем».

Давайте проясним. Те, кто «чтут тщету суетную» (Йона 2:9) и претендуют на обладание скрытыми силами, иногда могут удивить знанием секретов и даже увидеть будущее с относительной точностью. Но все это еще ни о чем не говорит — ни о достоинствах человека, ни о его духовном уровне. Это одна из человеческих способностей, как например, талант к поэзии или рисованию. Это качество даже имеет название в философских книгах (см. Рамбан, Дварим 13:2). Никто из таких людей не претендует на предсказание будущего с абсолютной точностью. «Но преимущество одного из них перед другим в том, что он меньше лжет» (Рамбам, предисловие к комментарию к Мишне). Только пророчество с Небес является абсолютным, и потому если оно не исполняется, такого пророка убивают как ложного.

Может быть, кто-то скажет: какая мне разница, черпает ли целитель силу от святости или от нечистоты, или, быть может, он просто родился с таким талантом? Какая разница, попадает ли он в цель на 100% или только на 80%? У меня проблема, я ищу выход из нее, так пусть же спасение придет из любого места!

Но это ощибка, да при том еще какая! Нужно помнить комментарий мудрецов к Писанию: «А Ты на вершине всегда, Г-сподь» (Теилим 92:9) — Твоя рука всегда побеждает (Иерушалми, Брахот). Все находится в руках Небес, и мы нуждаемся в помощи Творца на каждом шагу. Значит, если мы идем к тому, к кому Творец хочет, если советуемся с выдающимися раввинами, для нас исполнится сказанное: «Кто принимает совет старцев, не оступится» (Шмот Раба 3:8). Мы обретем помощь свыше и успех на нашем пути. Но кто идет в сомнительные места, чтобы искать помощи сомнительных людей, тот пробуждает против себя гнев Творца. Разве может он думать, что это путь к успеху? Даже если там его ждет краткосрочный успех, в итоге он обернется крахом. Ведь рука Творца всегда побеждает (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его