Темы: Хатам Софер, Дварим, Йешива, Оцарот
«Вот слова, которые произнес Моше перед всем Израилем» (1:1). Наш святой учитель «Ор а-Хаим» объяснял: «Вот слова» — эти, а не другие. Это чтобы ты понял, что за все свои дни не говорил Моше Рабейну ничего, кроме слов Торы и трепета, наставлений и поучений.
Хотам Софер достиг того, чего удостаивались лишь немногие авторитеты в Алахе, — его постановления и поучения были приняты всем народом Израиля, и никто их не оспаривал.
В книге «Хаим ле-Моцаэйэм» упоминается, что автор «Минхат Элазар» связывает причину такого успеха Хотам Софера с историей, произошедшей в ту пору, когда он возглавлял ешиву в Пресбурге.
В ешиве был один ученик, по фамилии Ландсберг, который запоминал каждое слово, слетавшее с уст Хотам Софера. И не только сами слова он запоминал, но даже и выражение лица главы ешивы. Память его настолько окрепла, что он мог повторить перед друзьями любой раздел в точности так, как излагал его Хотам Софер, и даже передать стиль, в котором тот выступал.
Однажды, когда в ешиве начался заново цикл изучения трактатов, Ландберг обратился к друзьям и сказал: «Вы ведь не помните, как наш учитель давал уроки три года назад. Прежде, чем глава ешивы начнет урок, я покажу вам в точности его стиль и даже выражение лица».
Так он и сделал, а его товарищи получили удовольствие и посмеялись. На уроке Хотам Софер заметил, что происходит что-то необычное, и что выражения лиц у присутствующих — не такие, как накануне. Когда он спросил их, в чем дело, никто не хотел выдавать истинную причину. Нашелся лишь один преданный ученик Аарон Давид Дойч, который открыл правду и сказал, что все смеются из-за пародии, сделанной Ландсбергом.
Едва услышав такое, Хотам Софер закрыл Гмару и сказал: «Ландсберг украл у меня урок», а затем вышел из комнаты.
Ученики поняли, что их наставник рассердился. На следующий день он объявил, что все обязаны придти на его ближайший урок, а кто не придет, тому придется покинуть ешиву. В назначенный час Хотам Софер вошел в бейт-мидраш, где ученики ожидали его в страхе и трепете. Но «наставник всей диаспоры» неожиданно произнес перед перед четырьмястами юношами: «Не понимаю, как такое произошло со мной вчера… Я оскорбил моего любимого ученика, одаренного исключительной любовью к Торе. Мне следовало понять, что его побудительным мотивом была любовь к Торе. Я пришел попросить у него прощения и пообещать, что больше так не поступлю…»
Сотни учеников не поверили своим ушам. Хотам Софер просит прощения у того, кто вчера вызвал над ним насмешки?! Разве это он должен просить прощения?! Ведь это мы — Ландсберг с товарищами — должны склониться в смирении и умолять, чтобы нас простили!
Однако после некоторого размышления они поняли, каким трепетом перед Небесами и скромностью обладал их учитель. Сотни уроков по книгам Мусара не оставили бы такой след в их сердцах, как эти несколько слов из уст Хотам Софера. Очевидно, это не оправдывает поступка Ландберга, однако Хотам Софер, исходя из своего глубокого понимания Торы, решил, что пример смирения и учтивости гораздо важнее для учеников (Леханех Бесимха).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его