«Этот народ, как лев, встанет» (23:24). Есть два основных комментария к этой фразе. Они взаимосвязаны и один зависит от другого. Согласно первому, Тора говорит о победе в войне с противниками, а по второму — в войне человека со своим злым началом. Одно связано с другим, поскольку от победы в великой войне против зла в себе зависит победа в малой войне против внешних врагов. «Народ, как лев, встанет» — Раши комментирует: «Когда они встают утром после сна, то проявляют львиную силу, чтобы хватать заповеди — одеть талит, прочесть Шма, наложить тфилин».
Эти действия — талит, тфилин, молитва — настолько привычны, что сравнение со львиной силой кажется удивительным. Маараль из Праги написал, что именно это нам и хотели сообщить: нельзя пренебрегать заповедями, которые выглядят незначительными и привычными. Мы должны помнить, что они производят в верхних мирах могучее воздействие, подобное действию льва. Мы даже не представляем себе, сколько заслуг и света, сколько защиты и блага приносим себе, своим семьям и всему народу Израиля с помощью талита, тфилина и молитвы.
Давайте послушаем рассказ о заповеди почтения к родителям и о том, как велика награда за нее. Он содержится в книге «Услышал я от рава», написанной равом И. Ц. Брастицким по выступлениям рава Э. Ш. Литовского, жившего в Лодзе.
Когда нацисты взяли под контроль Лодзь, и перевели евреев в гетто, состояние здоровья рава Брастицкого ухудшилось. Однажды он позвал свою дочь Этель и попросил ее выйти из гетто и принести ему кусок хлеба. Дочь ответила, что легче уж достать золото или алмазы, чем кусок хлеба. «Ведь ты же знаешь, папа, — сказала она, — что это связано с настоящим риском для жизни».
Но отец сказал ей: «Дорогая моя дочь, ты знаешь, что всю свою жизнь я переносил страдания молча, ради имени Творца, с любовью. Но сейчас я чувствую, что моя душа готовится покинуть тело, и хочу удостоиться в последний раз воздать хвалу Б-гу в благословении на хлеб».
Услышав это, Этель решила исполнить желание отца, и будь что будет. Она вышла из гетто и через несколько минут наткнулась на нацистского солдата. Он взвел оружие и крикнул ей грубо: «Еврейка! Что ты тут делаешь?»
Молодая девушка сильно испугалась, понимая, что ее жизнь для этого немца ничего не стоит. Он способен нажать на курок, и глазом не моргнув. Но именно благодаря этому Этель собралась с духом и решила сказать правду.
Она сказала солдату, что ее отец лежит на смертном одре, и что он просил ее принести кусок хлеба. И поскольку Тора заповедала почитать родителей, если она этого не сделает, то потеряет свою долю в будущем мире. Поэтому она решила подвергнуться опасности и выйти из гетто, чтобы принести отцу хлеб.
Такие слова сказала Этель нацистскому солдату. Она знала, что, весьма вероятно, услышав это, он возгорится гневом и выпустит в нее все свои патроны. Но произошло чудо: он выслушал ее, и его сердце смягчилось. Он сам протянул ей кусок хлеба и позволил вернуться обратно в гетто. Ее отец омыл руки и, благословив Творца с радостью, вернул свою душу Ему в руки (Леханех Бесимха).
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Ханука»
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Авраам Куперман