«Святы будьте, ибо свят Я, Б-г Всесильный ваш» (19:2). Глава Кдошим начинается с общего повеления: «Святы будьте». Что это за святость, и в чем она находит свое выражение? На это отвечает следующая фраза: «Каждый мать и отца своих бойтесь и шаббаты Мои соблюдайте». Святость укореняется в нас благодаря соблюдению заповедей. Ведь так на них и благословляют: «Который освятил нас Своими заповедями». Каждая заповедь добавляет еще один камень в здание святости человека. Однако давайте посмотрим: Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата. Человек освящается только двумя этими заповедями вместе, причем хорошие качества должны идти прежде — ведь «земной путь предшествовал Торе» (Ваикра Раба 9:3).
В этом заключается смысл того, что книга Берешит предшествует остальным — книге Шмот, в которой говорится о даровании Торы, и книге Ваикра, где даются законы жертвоприношений. Берешит — это книга наших святых праотцев и их деяний. Поэтому она называется «прямой книгой» (Сефер а-Яшар) — она связана с праотцами, шедшими прямым и верным путем. Они отличались поступками милосердия и сочувствия к ближним, и из их поведения мы выводим бессчетное множество нравоучительных уроков о том, как нужно помогать людям, быть честными и справедливыми.
Это и означает, что «земной путь» предшествовал Торе. Об этом написал рав Цадок а-Коэн из Люблина в книге «Ор Заруа ле-Цадик» (п. 2). Это путь, согласно которому человек должен воспитывать себя. В возрасте тринадцати лет он принимает на себя бремя заповедей и становится обязан по Торе соблюдать их. А что до этого? До этого его воспитывают соблюдать их частично (Йома 8:4) — каждую заповедь, когда наступает ее время, согласно постановлению мудрецов. Но главный упор делается на хорошие качества и нравственность, поскольку это надежное основание для его жизни. Основа воспитания — личный пример родителей. Как мы учим, нельзя человеку обещать своему ребенку дать ему что-то, а потом не дать. Ведь так он приучает ребенка обманывать.
Все это верно для объяснения двух первых частей процитированной выше фразы: «Каждый мать и отца своих бойтесь и шаббаты Мои соблюдайте». Но вслед за ними идет и третья часть: «Я Б-г Всесильный ваш». О чем это нам говорит?
В другом месте сказано: «Шаббаты Мои соблюдайте и святилища Моего бойтесь, Я Б-г». Мудрецы толковали это так (Евамот 7 а): «Не шаббата ты бойся, а Того, кто заповедал шаббат. Не святилища ты бойся, а Того, кто заповедал (построить) святилище». В книге «Мешех Хохма» (Шмот 32:19) написано, что поэтому-то данная фраза и заканчивается словами: «Я Б-г». Ты трепещешь перед Б-гом, когда трепещешь перед Его храмом, а трепет перед храмом происходит от Его повеления.
Эти святые слова осветят наш взор, чтобы понять Тору: «Каждый мать и отца своих бойтесь» — приучите себя к добродетелям, к хорошим и правильным качествам, и страх перед родителями пусть будет их примером. «И шаббаты Мои соблюдайте» — это пример заповедей между человеком и Всевышним. «Я Б-г» — и то, и другое делайте из трепета передо Мной, потому что Я так велел.
Опечаленный ученик пришел к своему учителю — раву из Гура. В Писании сказано (Мишлей 6:23): «Ибо свеча — заповедь, а Тора — свет». Тора и заповеди излучают свет. А он учит Тору и исполняет заповеди, но тьма так сильна, словно его накрыли одеялом — ничего не чувствует. Рав ответил ему: «Постановлена Алаха: в случае сомнений в благословениях — облегчать. Если бы у наших мудрецов было хоть малейшее сомнение в том, что заповеди нас освящают, или если бы было какое-то меньшинство, которое они не освящают, от нас не требовалось бы благословлять перед их исполнением, произнося имя Б-га: “Который освятил нас Своими заповедями”. Если уж так установили, значит, заповедь — кем бы она не исполнялась — освящает и возвышает, без всякой тени сомнения!» (Сиах Сарфей Кодеш).
Несомненно, заповедь освящает, но остается вопрос: почему мы этого не чувствуем?
На это отвечает прекрасный пример Хатам Софера. Представьте себе бутылку с пахучим маслом, перед опьяняющим ароматом которого невозможно устоять. Пока она закрыта и закупорена, мы ничего не чувствуем. Но как только затычка выдернута, запах разлетается, и все приходят в восторг от такого аромата. В самом масле ничего не изменилось — оно обладало своими качествами прежде, как и сейчас. Но преграда устранена.
Точно так же «заповедь — свеча, а Тора — свет». Они несомненно освещают душу. Но пока она заточена в теле, мы ничего не чувствуем. И когда она выйдет из своей темницы — или же когда тело утончится настолько, чтобы не препятствовать свету — это сияние проявится! (Майян а-Шавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его