«Людьми святыми будьте Мне» (22:30). Будьте святыми требует от нас Всевышний в этой главе. Вот как резюмирует Тора всю жизнь человека и все требования к нему в двух словах! Она не ждет от нас, что мы будем чистыми ангелами, не просит отказаться от удовольствий и воздерживаться от всех благ. Она не требует стать запрограммированными роботами, у которых нет чувств и инстинктов.
Нет, нужно быть людьми, но «людьми святыми»! Более утонченными, возвышенными и добрыми. Ешьте досыта, как того просит душа, но омывайте руки и благословляйте, соблюдайте кашрут и правила трапезы, и таким же образом во всем остальном.
Тора не требует от человека невозможного. Всевышний лишь заповедует нам отделять себя от зла, различать между чистым и нечистым.
Это противоположно вседозволенности, которая разрушает любые границы, бежит без тормозов по склону вожделения к падению и гибели. Противоположно разрушению рамок и распущенности, которая наносит удар прежде всего по молодежи, уничтожает благородные чувства и добродетели.
Она приводит к бессмысленности и потере дороги в жизни, к притуплению чувств и опустошенности. А отсюда уже недалеко до поиска запрещенных и опасных выходов из этой ситуации. Органы образования уже из кожи вон лезут, убеждая держаться подальше от наркотиков, которые превратились в эпидемию. Акты насилия и преступность растут, а скольких несчастий можно было бы избежать, если бы Тора направляла жизнь каждого человека!
Тора уподобляется доброй жене. В нас есть душевные силы, качества и желания, которые переплетаются и запутываются, и мы рискуем сбиться с дороги и упасть. Но приходит Тора со своими заповедями и наставлениями и создает порядок из хаоса. Она направляет каждую силу во благо и из каждого качества извлекает пользу правильным образом и в должной форме. Она освещает наши глаза и ставит нас на ноги: «Людьми святыми будьте Мне!»
Об этом сказано в Мидраше: «Может быть, вы скажете, что Я дал Тору во вред вам? Я дал ее вам не иначе, как ради вашего же блага!» И вот что это значит.
Иногда нас раздражают светофоры, прерывая поездку и заставляя ждать. Они кажутся лишней помехой. Но когда по какой-то причине светофоры не работают, какая возникает пробка! От автомобильных гудков уже уши вянут, и тогда мы понимаем важность светофоров!
То же самое с Торой. Ее заповеди — как правила дорожного движения. Их цель — направить жизнь человека и общины в правильное русло. Счастливы те, кто приспосабливается к ним и идет вместе с ними. Их путь просторен и надежен. Не стоит видеть в законах Торы лишние ограничения, как не видим мы этого в правилах движения. Они сделаны нам на пользу, ради блага всех водителей. И так же с Торой: «Людьми святыми будьте Мне» — заповеди предназначены для того, чтобы превратить нас не в ангелов, но лишь в более добрых и счастливых людей.
К примеру, в этой главе нам заповедано соблюдать законы, связанные с чистой и нечистой пищей. В этой связи в книге «Шулхан Гавоа» раби Йосефа Молхо (Йоре Деа 63:50) есть удивительный рассказ о раби Ицхаке Абарбанеле, который был министром экономики у испанского короля.
Однажды король пожелал пообедать вместе со своим министром. Но рав сказал: «Сочту за честь пригласить короля к себе домой, но за Вашим столом я не могу есть. Ведь я еврей».
Король ответил: «Так мы сварим кошерное мясо!»
Рав ответил: «Это запрещено для меня, потому что вариться оно будет в ваших кастрюлях».
Тогда король предложил: «Пусть принесут мясо, сваренное у тебя дома».
Но и после этого рав не согласился: «Если за мясом не присматривал еврей после того, как его сварили, оно все равно запрещено для нас, по закону “мяса, скрывшегося от глаз”. Ведь его могут подменить» (см. Хулин 95 а).
Король сказал: «Ладно! Пусть мясо принесут из твоего дома, а твой слуга будет присматривать за ним, пока оно не окажется на столе».
Теперь уже министр согласился. А король приказал сделать круглый стол, который будет стоять на одной ножке и вращаться, и приготовить такие же блюда, как у министра. Слуга-еврей принес блюдо для министра, и тот не отрывал от него глаз. Внезапно король воскликнул: «Взгляни-ка на эту птицу — там, за окном!» Рав поднял глаза, а король ногой мгновенно повернул стол, и его тарелка переехала к раву. Рав Абарбанель смотрел на птицу, пока она не улетела, а потом вернул взгляд к столу.
«Продолжим трапезу», — сказал король.
«Спасибо, — ответил министр, — но я уже достаточно поел».
«Но ведь ты же едва лишь попробовал блюдо!» — удивился король и стал упрекать его: «Смотри, как мы старались, чтобы почтить тебя. Принесли еду из твоего дома, а теперь ты не ешь!»
Но рав Абарбанель стал извиняться: «Что же я могу поделать? Ведь я отвлекся на мгновение, глядя на птицу по Вашей просьбе. Теперь статус моего мяса — это как “мясо, скрывшееся от глаз”, и мне снова запрещено его есть».
На это король воскликнул: «Счастлив ты со своей Торой! Она спасла тебя от запрещенной еды!» (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его