«И спас я» (6:6). Перед днями трепета рав Зильберштейн рассказал о событии, произошедшем в Рош а-Шана во времена холокоста. Из этого рассказа можно выучить известный принцип: даже если острый меч приложен к твоей шее, нельзя отчаиваться в милосердии.
В середине 5767 года в Иерусалиме умер один знаток Торы, а в дни скорби по нему его потомки рассказали следующую историю. Этот еврей женился, еще будучи в Польше, а после свадьбы весь день сидел и учился в бейт-мидраше. Во время второй мировой войны нацисты захватили город, где он жил, и произошло это в дни Рош а-Шана.
Наш герой, который еще не знал о захвате, вернулся после молитвы Мусаф к себе домой, одетый в белую одежду с махзором в руках. Когда он находился у входа в здание, рядом проходит немецкий офицер с пистолетом. Едва увидев еврея в праздничных одеждах, он сразу загорелся желанием убийства.
Нацист уже достал пистолет, чтобы выстрелить в еврея, но внезапно послышался крик со второго этажа здания. Офицер поднял взгляд и увидел человека, который проводил рукой у горла, словно показывая, что оно будет перерезано. Это был поляк, сосед нашего еврея, который испытывал к нему ненависть и даже в обычные дни старался как-нибудь досадить ему. А еврей обращался к нему приветливо, не реагируя на его оскорбления и освящая тем самым имя Творца.
И если уж так себя вел этот сосед в обычное время, то с началом войны он тем более старался всеми способами обвинить еврея и сдать его нацистам. Теперь же у него появилась прекрасная возможность — немецкий офицер стоит внизу, а еврей в праздничной одежде только что вернулся с молитвы.
Подавая знак, сосед хотел призвать офицера убить еврея. Он даже выкрикнул сверху несколько слов на польском языке, что-то вроде «зарежь наконец-то этого жида!»
Но всего час или два назад наш еврей стоял на молитве и произносил: «В этот день решается… кто умрет, а кто будет жить». И Всевышний тут же доказал ему, что жизнь и смерть действительно в Его руках. И если кому-то постановлено жить, он не умрет!
Офицер знал только немецкий язык, а на польском не понимал ни слова. И поэтому, когда сосед сверху кричал по-польски, офицер спросил еврея: «Что там говорит твой сосед?»
И тот, внезапно озаренный неожиданной мыслью, ответил: «Он подает мне знак, чтобы я зарезал тебя».
Нацист, услышав такое, испытал приступ гнева и направил пистолет (уже готовый стрелять в еврея) на соседа наверху. Он убил его одним выстрелом, а наш знаток Торы тем временем успел сбежать (Бархи Нафши).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его