На исходе Йом Кипура машгиах ешивы Хеврон, рав Меир Хадаш, выступал перед слушателями. Иногда, — говорил он, — в сердце закрадываются мысли отчаяния: нам кажется, что мы стараемся стать лучше, и вроде бы сердце уже открылось, и мы взошли к вершинам. Но проходят святые дни, и мы остаемся такими же, какими и были. И нам кажется: ведь уже много раз в нашей жизни были Рош а-Шана и Йом Кипур, но они не оставили в нас следа… Почему в этом году должно быть иначе?
Однако, нужно знать, что это не так: если бы эти святые дни проходили бесследно, Творец мира не заповедал бы соблюдать их. Они непременно оставляют отпечаток в душе. И я, — сказал рав Хадаш, — могу засвидетельствовать подобное из своего опыта!
В разгар первой мировой войны я как-то раз шел по улице, и меня схватил солдат и отвел во двор командного пункта. Убить еврея в то время не было преступлением, и он поставил меня к стене. «Подвинься правее!» — крикнул он. Я был так напуган, что не мог сдвинуться с места. «Двигайся, — закричал он, — встань в центре!»
На его крик наверху открылось окно и прозвучал вопрос: «Что там за шум?»
«Я привел жида на расстрел», — ответил солдат.
«Оставь его, пусть идет», — раздалась команда.
Солдат опустил ружье и ушел в здание. Так я остался живым. Я бежал оттуда, словно окрыленный. От всего сердца я благодарил Творца и был готов посвятить свою жизнь Торе, заповедям и актам милосердия. Но время стирает переживания, и с годами этот случай почти забылся.
Спустя несколько лет, я приехал в страну Израиля и учился в ешиве Хеврон. Но в 1929 году произошла страшная резня. Нас было около 60 человек, когда злодеи ворвались в зал. Я и мой друг, рав Бинъямин, сразу бросились на пол, а на нас падали тела убитых. Мой друг стал шептать мне: «Они ведь проверят и найдут нас, будут пытать и мучить. Давай встанем и будем молить их, чтобы убили сразу!» Я ответил: «Тише! Лежи молча, и мы спасемся». В итоге так и произошло.
Из этого опыта я выучил, что прежнее переживание, которое уже забылось и исчезло из памяти, на самом деле оставляет глубокий след. И когда происходит еще одно похожее событие, то старое всплывает на поверхность и прибавляет к нему свою силу, напоминает о своем уроке.
Поэтому повторяющиеся каждый год праздники похожи больше не на вращение по кругу, а на вкручивание винта. С каждым оборотом он входит все глубже и крепче. А значит, следующий Йом Кипур станет для нас еще более ощутимым и глубоким и подарит прощение и искупление грехов (Майян а-Моэд).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский