«И Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои» (21:10)
Широко известны слова раби из Пшисхи: у Святой Торы есть буквальный смысл (пшат) и аллегорическое толкование (драш). Известно, что «Писание не теряет буквального смысла» (даже будучи истолковано аллегорически). Но есть главы, в которых именно истолкование представляет буквальное значение — например, начало нашей главы: «Когда ты выйдешь на войну против врагов твоих», которое мудрецы толковали, как описание войны с дурным началом. И ведь это не аллегория, а действительное значение!
Следуя их словам, можно сделать множество выводов. Однако, задержимся на начале главы: «Когда ты выйдешь на войну против врагов твоих, Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои». Здесь содержится обещание тому, кто ведет войну с дурным началом, что в итоге он одержит победу. И это ясно прописано: благословенный Творец говорит Каину, чтобы тот не отчаивался из-за отвергнутой жертвы. Не все потеряно, «ведь если творишь добро, простится тебе; но если нет — у дверей грех лежит». Дурное начало поджидает у любых «дверей», оно выискивает любую брешь и пользуется ей. «И к тебе влечет его» — ты не замечаешь его, а оно следит за тобой. Но все же не отчаивайся: «Но ты властвуй над ним». Если пожелаешь — одолеешь его.
На чем же основывается это обещание? Ответ на этот вопрос дается в том же стихе: «Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои». Если победа зависела бы только от тебя и твоих сил, ты бы мог сказать, что ослабел, обессилел и сдался. Но, говоря по правде, дурное начало является духовной сущностью, и его сила крайне велика. Талмуд (Кидушин 81 а) рассказывает, что благочестивому раву Амраму оно предстало в облике огненного столпа, и рав Амрам сказал ему: «Взгляни — ты столп огненный, а я — плоть и кровь, и все же я победил тебя!» Так что же действительно дает человеку силы превозмочь этот огненный столп, эту грандиозную и захватывающую духовную силу?
Ответ на это дает Талмуд: «Каждый день дурное начало обновляется, одолевает и желает умертвить человека, и если бы Б-г не помогал ему, то он не смог бы сопротивляться». И если победа достигается с помощью Небес, не столь важно, отважен ли ты (хотя в чем отвага, если не в укрощении дурного начала?) или слаб духом. Ты «выйдешь на войну против врагов твоих», делая то, что в твоих силах, а «Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои»!
Есть лишь одно условие — «когда выйдешь на войну против врагов твоих». Необходимо действовать с рвением, ополчиться против дурного начала. Нужно сопротивляться ему и оттеснять его. Когда же начнешь действовать, удостоишься помощи Свыше и достигнешь победы. Но если будешь сидеть, сложа руки, будто кто-то сделает за тебя всю работу, и дурное начало рассеется само — будь уверен, что ничего подобного не произойдет.
В связи с чем мы говорим об этом? Идет месяц Элуль, месяц самоанализа. Нет необходимости доказывать, что есть над чем работать в нашем собственном поведении. Мы далеки от совершенства и не совсем оправдываем те щедрые задатки, которые были выделены нам в различных областях. Сожаление и исповедь — самые легкие части покаяния. Но главное — смотреть вперед, принимать на будущее обязанность совершенствоваться.
Рассказывают, что однажды, в самом разгаре чтения Слихот, Хафец Хаим ударил рукой по молитвенной стойке, дав знак общине сохранять тишину. Затем сказал: «Что мы вообще здесь делаем, рассказывая Б-гу, что мы согрешили? Ведь это и так Ему известно! Мы должны сказать это себе, признать свои грехи и обязаться начать с чистого листа!..»
Но в том-то и беда, что мы знаем себя и не уверены в своих возможностях перемениться. Мы маловеры относительно самих себя! Еще святой Ор а-Хаим писал, что, побуждая грешников раскаяться, он получал в ответ — мы-то готовы раскаяться, если пообещаешь нам, что мы сразу же умрем. Ведь мы же знаем, что, продолжая жить, мы продолжим и грешить…
Ошибка!
Может, они себя и знали и были правы в том, что они слабовольные и бессильные. Но они не помнили о помощи Свыше, которой нет границ! Все, что от нас требуется, — лишь действительно захотеть, сделать первый шаг. И если мы только выйдем на войну против врагов, то Б-г предаст их в наши руки! (Майян а-Шавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его