Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто может питаться дешевым ржаным хлебом, но покупает дорогой, из отборной муки, или же может пить брагу, но покупает вино — также преступает запрет «не уничтожай»

«Не уничтожай» (20:19)

Выступает рав Галинский.

«Сон допоздна, дневной хмель, детские игры и общение с неучами уводят человека из мира» (Авот, 3:10).

Сердцу больно.

Существует же запрет Торы — «не уничтожай». Учителя мусара говорили: кто зря тратит спичку, не стоит даже ее! Некоторые советовали держать свечу в холодильнике, чтобы горела дольше; а основывались они на Талмуде, где утверждается, что использование горячего масла для освещения есть его пустая трата (Шаббат 67 б). Кроме того, по одному мнению, тот, кто может питаться дешевым ржаным хлебом, но покупает дорогой, из отборной муки, или же может пить брагу, но покупает вино — также преступает запрет «не уничтожай». Дискуссия завершилась, однако, в пользу обратного мнения, так как «уничтожение собственным телом, достойно того».

В книге «Бина ле-Итим» (ч. 1, проповедь 2), правда, задаются вопросом: большая ли разница для тела, что им съедается, — хлеб ржаной или белый? Но как бы то ни было, что можно сказать о человеке, который сознательно губит себя, тратит время, выхолащивая месяцы и годы возможных достижений — как много «уничтожений собственного тела» он совершает!

«Учащийся ребенком чему подобен? Свежим чернилам, нанесенным на новую бумагу», ведь вещи, выученные в детстве, запоминаются очень крепко. Но человек предпочитает проводить юность сонным, ведь «бездельничающий подобен спящему» (Маген Авраам 583:6). «Утренний сон», сонная заря юности человека, обесценивает его жизнь.

Годы идут, «кошель пуст», а человек все равно тратит. Встань же, возьми себя в руки! Б-г мой, если бы он только достойно использовал годы учения, когда не было никаких забот, когда он питался манной небесной! Зачем же он провел их во сне? Сейчас же он занят работой и деньгами, «пьян, но не от вина», и голова его ничего не воспринимает — «дневной хмель», хмель средних лет, не отпускает его. И это время он тратит впустую.

Но вот, уже долгожданный стаж, высокая ставка, стабильное положение. Теперь он сможет посвятить пару часов в день Торе?

Но дурное начало-то убеждает человека работать больше времени, чем он может, так, что никакого досуга у него и не остается. А все почему? Потому что ему нужно позаботиться о детях. А, точно ведь говорят «детские игры»…

Ведь еще раби из Коцка говорил: всю свою жизнь человек стремится накопить еще и еще. Зачем же? Ведь ему некогда заниматься собой, своим духом! Но у него готовый ответ — он должен позаботиться о детях, воспитать их к Торе и заповедям. Тогда, с Б-жьей помощью, они вырастут достойными, и их заслуги зачтутся ему (Сангедрин 104 а). Однако они вырастают и тоже полнятся заботами, хотят успеть позаботиться уже о своих детях, которые, в свою очередь, будут заботиться о своих…

Раби же сказал: «Хотел бы я увидеть этого идеального ребенка, на которого трудились столько поколений!»

Однажды я шел по Тель-Авиву, по улице Авода, напротив дома престарелых. Там сидели на скамье два старичка и упрямо спорили друг с другом:

— Сорок три!

— Нет, ты ошибаешься, сорок два!

— Ты плохо посчитал, сорок три!

— Да говорю же тебе, сорок два!

— Ты дремал, зевал, не заметил — точно сорок три!

Проехавший автобус на минуту заглушил гомон, после чего один радостно крикнул:

— Теперь вот сорок три!

— Нет, — парировал товарищ, — теперь точно сорок четыре!

Я решил исполнить заповедь, чьи плоды пожну в этом мире, и помирить их. «О чем вы спорите, господа?» — спросил я.

Они быстро помирились: «Убирайся, ты загораживаешь!»

Они считали, какое количество автобусов проехало, чтобы скоротать время. На деле и это скучно, но если между ними разгорается спор, их жизнь обретает смысл.

Две еврейские души, сошедшие небес, от родников райского сада — чтобы считать автобусы.

А мы? Чем мы лучше их?..

Б-же, «не уничтожай!..»

Давайте лишь сравним: тот, кто зажег свечу и учится при ее свете, приобретает вечную жизнь, если должным способом ее использовал; если же пользовался горячим маслом, свеча горела меньше обычного, и он преступает запрет «не уничтожай».

Но если он зажег ее впустую и не занимался ничем при ее свете, он тем более нарушает запрет; а ведь «душа человеческая — свеча Б-га» (Мишлей 20:27) — тем выше требование! (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его