«Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасает» (6:6). Правнук нашего учителя, гаона рава Йосефа Шалома Элияшева, был учеником старшей ешивы, и его выбрали стать помощником своего прадеда и прислуживать ему в утреннюю смену. Тот решил, что если уж нужно услужить раву утром, лучше провести всю ночь без сна. Рав Элияшев лег в постель, а юноша сидел за книгами. В два часа ночи рав встал, и правнук поспешил приготовить ему чашку кофе. Рав Элияшев погрузился в свою учебу, а правнук недалеко от него продолжал свою.
Настало время молиться Шахарит. Рав Элияшев оторвал голову от книг и увидел, что глаза юноши слипаются от недосыпания, и все его движения заторможены.
«В чем дело?» — спросил он.
«Я провел ночь без сна», — ответил парень.
«И что тебе это дало? — произнес учитель, — ты и ночью не учился, как следует, потому что был усталым. А уж днем у тебя тем более не останется сил. В итоге ты потерял и то, и другое. Я за всю жизнь ни разу не бодрствовал всю ночь напролет и ни разу не пропускал прием пищи».
И это правда: рав Элияшев ел мало и быстро и спал лишь в меру необходимости. Но все это делалось с точным расчетом.
Говорят, что когда душа поднимается на небо, ее спрашивают: «Установил ты себе время для Торы?» (Шаббат 31 а) Но рав Элияшев устанавливал время для сна и еды, а Торе уделял все остальное время.
Даже когда он находился в больнице из-за плохого самочувствия, он не отказывался от своего обычая вставать посреди ночи и учиться. Внук, который ему помогал, рассказывал, что когда рав готовился садиться за учебу в три часа ночи, он застегивал все пуговицы на больничной одежде. Только верхнюю у него не было сил застегнуть.
«Нельзя учиться в таком виде с расстегнутой пуговицей — это неуважение к Торе», — сказал наш учитель внуку и попросил застегнуть ему пуговицу.
Когда это было сделано, он принялся за учебу и просидел четыре часа подряд — с трех ночи до семи утра. На пуговицу у него не было сил, а на четыре часа учебы сила нашлась (Бархи Нафши).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его