Из цикла «Мидраш рассказывает», темы: Первосвященник, Недельная глава, Коэн, Цав, Мидраш рассказывает, Мишкан, Моше Вейсман, Благодарность, Жертвоприношения, Упрек, Служба в Храме, Жертвенник
Раздел Цав обращен в основном к коэнам, и поэтому он начинается со слов «Заповедай Аарону и его сыновьям» (Ваикра 6:2). (Хизкуни объясняет, что раздел Ваикра включает правила принесения жертвоприношений, обязательные для всего народа. В Цав же говорится в основном о мицвот, которые должны соблюдать коэны.)
Мидраш предполагает еще одно объяснение первой фразы Цав. «Поразительно, — отмечает мидраш, — что имя Аарона не встречается нигде в разделе Ваикра. Упомянуты только его сыновья» (Ваикра 1:7—8; 2:2; 3:5). Отсутствие имени Аарона объясняется гневом на него Всемогущего за то, что тот участвовал в изготовлении золотого тельца. Поэтому Моше молил о снисхождении к своему брату. Когда Ашем передавал ему повеление о мицве приготовления дров для жертвенника, он воспользовался этой возможностью, чтобы просить за Аарона.
«Какой вид дерева годится для разжигания огня на жертвеннике?» — спросил Его Моше. Он ответил так: все виды дерева, кроме виноградных лоз и оливковых веток, потому что виноградная лоза дает вино для возлияний, а из плодов олив делают масло для меноры и приношений минхи. Поэтому им оказан особый почет.
Моше тогда сказал: «Властелин Вселенной, Ты почтил виноградную лозу и оливковое дерево из-за их плодов. Тогда не следует ли Тебе, несмотря на Твой гнев на Аарона, оказать ему почет ради его достойных сыновей?»
Ашем на это ответил: «Я принимаю твой довод». И Он начал раздел Цав словами: «Заповедай Аарону и его сыновьям…» (5:2).
Ашем повелел, чтобы каждое утро первым обязательным приношением был ягненок, в качестве общинной жертвы — ола. Второго ягненка в жертву ола следовало приносить ежедневно после полудня.
В наставлениях коэнов о ежедневных жертвах ола употреблено слово «заповедай», побуждающее к усердию в исполнении требуемого.
Всемогущий счел необходимым таким образом поощрить коэнов при совершении жертвы ола, зная, что всегда, когда выполнение мицвы связано с денежными тратами, люди не склонны твердо ее соблюдать, и им нужно особое ободрение. (Хотя коэны ничего не теряли, принося жертву ола, им требовалось особое поощрение, так как они не получали никакой выгоды от этой жертвы, сжигавшейся целиком. Только шкура доставалась коэнам, занимавшимся принесением жертвы.)
Однажды, в голодный год, император Мунбаз открыл свою сокровищницу и щедрой рукой раздал все нуждающимся. Его семья возмутилась:
«Твои отцы и деды, — сказали они, — всю свою жизнь собирали эти сокровища. Как мог ты все это отдать теперь нищим!»
На что император ответил:
«Мои отцы собирали сокровища на земле. Я собрал их на небесах. Мои отцы хранили их в ненадежном месте. Я отдаю их храниться в надежное. Мои отцы держали их, не получая прибыли. Я помещаю их с выгодой. Мои отцы обрели богатство в деньгах. Я обрел богатство из душ человеческих. Мои отцы копили для других. Я коплю для себя.
Мои отцы откладывали в этом мире. Я откладываю в Мире Грядущем».
Отсюда мы видим, что вложить деньги в мицвот — значит обрести вечные ценности.
Раздачу цедаки нельзя считать «растратой денег». Наоборот, из всех способов помещения денег это — наилучший, единственный бесспорно выгодный способ. Поэтому еврею следует отводить на цедаку по меньшей мере десятую часть своих доходов.
Каждое утро коэны тянули жребий, кому из них выполнять ежедневный ритуал взятия с жертвенника горсти пепла. Эта была первая утренняя мицва. Ее совершали сразу после того, как глашатай Храма объявлял: «Вставайте для служения, коэны, левиты и люди общины!»
Коэн, вытянувший жребий, окунался в микву, облекался в особые одежды, а затем поливал руки и ноги водой из сосуда для омовений. Держа в руках плоскую серебряную чашу, он поднимался на жертвенник, брал с него горсть пепла и клал в чашу. Затем ему надо было отнести чашу к восточной стороне пандуса и там сбросить пепел на землю в специально отведенное для этого место.
Как только эта мицва была выполнена, все коэны, служившие в тот день, омыв свои руки и ноги водой из сосуда, спешили к жертвеннику, чтобы очистить его от оставшегося пепла. Они складывали пепел в центре жертвенника, и эта куча пепла служила его украшением, так как свидетельствовала об обилии жертвоприношений.
Если эта куча становилась чрезмерно большой, то избыток пепла относился в особое защищенное от ветра и диких животных место за пределами Иерусалима. Это действие считалось частью службы, но совершить его мог только коэн, годный для Храмового служения (вынести пепел не мог, например, коэн, обладавший телесным изъяном и не имевший поэтому права исполнять службу в Храме).
Чтобы совершить вынос пепла, коэн облачался в священнические одежды, более скромные, чем те, в которых он совершал все прочие ритуалы, ибо «не подобает слуге наливать своему хозяину вино в той же одежде, в какой он готовит пищу».
Любую работу, совершавшуюся в Храме, даже самую черную, как, например, вынос пепла, мог делать только коэн. В Храме — дворце Всемогущего — не было места высокомерию: даже величайший человек должен был чувствовать смирение в присутствии Всемогущего.
Ашем заповедал, чтобы коэны сложили три разные поленницы дров на внешнем жертвеннике, находившемся во дворе Святилища:
Существовала мицва подкладывать два полена дров в большую поленницу дважды в день: во время приношения утренней и дневной жертвы ола.
В действительности не было нужды в дровах для поддержания огня, ибо на жертвеннике все время пребывал Небесный огонь. Тем не менее Ашем заповедал коэнам мицву поддерживать огонь, чтобы ее выполнение приносило благословение еврейскому народу.
Небесный огонь, пребывавший на внешнем жертвеннике, отличался пятью особенностями:
Шехину изображают в виде льва. Небесный огонь принял эту форму, чтобы показать, что Шехина пребывала в Первом Храме. Но после его разрушения Шехина удалилась и не вернулась из-за грехов общины Израиля во Второй Храм, поэтому очертание Небесного огня во Втором Храме напоминало собаку — животное, олицетворяющее нечистоту.
(Дым от огня, зажигавшегося коэнами, поднимался к небу вертикальным столбом, и никакой ветер не мог поколебать его.)
Были и еще чудеса, связанные с Небесным огнем:
Ашем заповедал: «В день своего посвящения в служение каждый коэн должен принести минху». Эта жертва называлась Минхат хинух (Жертва посвящения), так как через нее коэн посвящался в Б-жественное служение. Как и все приношения минхи, она состояла из пшеничной муки, масла и благовония и приготавливалась тем же способом, что и минхат хавитин.
Первосвященник обязан был дважды в день приносить минху, называвшуюся Минхат хавитин и оплачивавшуюся из его личных средств. Одну половину ее он приносил утром, а другую — в полдень. Он приготовлял ее, смешивая масло с пшеничной мукой, разделял тесто на куски размером с маслину, посыпая их солью и сжигая на жертвеннике вместе с пригоршней благовоний. Никому не разрешалось есть от этой жертвы: она должна была быть сожжена вся целиком.
Абарбанель привел десять причин для объяснения того, почему от первосвященника требовалось ежедневно приносить личную жертву. Приведем четыре из них:
(Тем не менее человеку не следует считать себя свободным от мицвы порицания других из-за того, что он чувствует себя виновным в тех же ошибках. См. раздел Кедошим, «Мицва порицать других»).
Если кто-то грешит тем же, за что укоряет других, они его не послушают. Пример такого отвергнутого укора мы находим в разделе Берешит в истории Лемеха и его жен.
Лемех убил своего прадеда Каина и своего сына Тувал Каина. Поэтому жены его отказывались жить с ним, боясь, что в виде наказания Всемогущий будет истреблять всякого ребенка, рожденного от Лемеха. Лемех настаивал на том, что Ашем не сочтет его виновным, ибо он совершил эти два убийства непреднамеренно. Он посоветовал им обратиться к Адаму, чтобы тот решил, кто прав. Адам сказал женам Лемеха: «Не вам размышлять о том, какую кару может уготовить Всемогущий. Выполняйте мицву продолжения рода, а Ашем сделает так, как Ему будет угодно!»
Однако жены Лемеха возразили ему: «Сперва исправься сам! Разве последние сто тридцать лет, после того, как из-за тебя человечество было осуждено на смерть, ты не отдалился от своей жены?»
Адам признал правильность их довода и впоследствии соединился с Хавой.
Раба бар р. Уна владел лесом, росшим на берегу реки. Мудрецы сказали Рабе: «Сруби все деревья, так чтобы идущие суда могли бы встать на якорь». «Почему вы говорите это мне? — запротестовал он. — Лес с правой и с левой стороны от моих владений принадлежит моему соседу. Он тоже не срубил ни одного дерева. Предложите сначала ему сделать это!»
Но мудрецы сказали: «Сначала укрась себя (исправь свои собственные ошибки), а потом украшай других (укоряй ближних)».
Но в этом частном случае мудрецы освободили Рабу от обязанности вырубить деревья, так как он объяснил им, что его сосед — нееврей и не будет расчищать берег от деревьев. Даже если бы Раба вырубил принадлежащий ему лес, образовавшееся пространство все равно было бы недостаточным для устройства причала.
Так как именно первосвященник должен был добиться прощения грехов для своего народа, было справедливо, чтобы он сначала очистил себя.
Поэтому для искупления своих собственных прегрешений он ежедневно приносил жертву.
Первосвященник был потомком Аарона, согрешившего во время истории с золотым тельцом. Поэтому он должен был ежедневно приносить жертву, чтобы защитить Израиль от пагубных последствий этого греха.
В этом разделе описывается особая разновидность жертвы шламим — шалмей тода (благодарственное приношение); она была обязательной для каждого еврея, избавившегося от серьезной опасности.
От еврея требовалось совершить благодарственное приношение в следующих случаях:
Эти четыре случая упомянуты в Теилим 107 (см. комментарий Раши).
«Возблагодарите Ашема» — четыре категории людей, обязанные произносить благодарность Ашему, это те, кто:
«блуждали в пустыне» (стих 4);
«сидели во тьме, в тени, наброшенной смертью, обреченные на скорбь и жестокое обращение» (стих 10) — относится к заключенным в тюрьму;
«были поражены за греховные пути свои» (стих 17) — имеются в виду тяжело больные;
и «те, кто ходят в море на кораблях и делают дела свои в великих водах» (стих 23).
Ашем велел пророку Ионе объявить жителям Ниневии, что если они не раскаются, то через сорок дней Он уничтожит город. Иона испугался, что язычники послушаются его из страха перед истреблением, но в душе своей останутся идолопоклонниками, и впоследствии это приведет к тому, что гнев Ашема обрушится на евреев.
Чтобы избежать этого, Иона покинул Эрец Исраэль. Но когда он плыл по морю, разгневанный его непослушанием Всемогущий наслал страшную бурю, и, чтобы спасти корабль и людей, плывущих на нем, Иона предложил матросам бросить его в море. Они так и поступили, и буря тотчас утихла. Тогда Ашем приказал большой рыбе проглотить Иону. Три дня и три ночи Иона провел в животе рыбы, и все это время он молился о спасении. И в молитве своей он обещал: «А я пожертвую Тебе Благодарственное Приношение» (Иона 2:10).
Ашем принял его молитву и велел рыбе выплюнуть Иону на сушу.
В наше время человек, переживший одну из четырех вышеупомянутых ситуаций, вместо совершения благодарственного приношения читает специальное благодарственное благословение — Биркат агомель.
Приносить благодарственную жертву надо было следующим образом: жертвователь приводил вола, овцу или козу в храмовый двор, где животное закалывали и кровью его окропляли жертвенник. Выполняя возложение рук на голову жертвы, жертвователь вместо обычной формулы покаяния, произносимой в случае прегрешения, воздавал хвалу Ашему.
Кроме животного, он приносил жертвенные хлеба в виде хал. Всех хал было сорок: тридцать из трех разных видов пресного теста и десять — из дрожжевого.
После того, как животное свежевали и разделывали, коэн складывал куски мяса один на другой, а сверху клал четыре халы, все — разного вида. Положив свою руку на руку владельца, коэн взмахивал мясом и халами из стороны в сторону, вверх и вниз.
Это взмахивание во все стороны символически выражает веру еврея в то, что Всемогущий знает про существование каждого еврея и направляет его жизнь.
Некоторые части сжигали на жертвеннике, грудь и бедро ели коэны и их семьи, а остальные мог есть как жертвователь, так и любой другой человек, бывший ритуально чистым.
Наши мудрецы учили: «В эпоху Машиаха все жертвы станут ненужными, и только жертва Благодарения останется всегда».
Подобным же образом они учили: «В будущем все молитвы будут отменены, кроме благодарственных молитв».
Как это понимать?
Во времена Машиаха все человечество будет свободно от греха. Поэтому все жертвы, приносимые во искупление людских прегрешений, потеряют смысл, но общинные жертвы будут приноситься по-прежнему.
Подобно этому, молитвы, связанные с болью и страданием, будуг упразднены, так как не будет ни боли, ни страдания. Вместо них будут произносить молитвы ликования и благодарности.
Запрещено резать жертву с намерением съесть ее после срока, установленного в Торе, или вне предназначенного для этого места. Жертвоприношение еврея, предполагающего съесть его позже срока, называется «мерзостью».
Срок, установленный для съедания жертвы, менялся в зависимости от вида жертвоприношения. Жертву хатат можно было есть в течение всего того дня, когда ее забивали, и всей последующей ночи; шламим можно было есть вплоть до захода солнца следующего дня.
Любую часть жертвы, остававшуюся несъеденной к концу срока, называли «остаток» и сжигали.
Каждый, кто умышленно ел «остаток», навлекал на себя наказание отрезанием души.
Хотя в Торе запреты на «мерзость» и «остаток» приведены в связи с жертвой шламим, они относятся ко всем жертвам.
Рамбам объясняет, что в Торе эти запрещения высказаны относительно жертвы шламим, обладавшей меньшей степенью святости. Отсюда можно заключить, что они, безусловно, применимы к жертвам, обладавшим большей степенью святости.
Ашем запретил нам есть некоторые виды жира быков, овец и коз. Эти части должны быть убраны до того, как животное начнут есть.
Есть кровь животных запрещено даже в том случае, если они зарезаны в соответствии с законом. Поэтому, мясо нельзя приготовлять и есть, если оно предварительно не посолено, чтобы удалить кровь в соответствии с законами, установленными в Талмуде. Запрещение есть кровь повторяется в Торе множество раз.
Одна из причин этого запрета в том, что кровь — это сущность жизни. Глотнув крови, человек может разбудить в себе свои собственные звериные наклонности.
Мы, получившие Тору, должны развивать в себе душевную чуткость и сострадание. Употребление в пищу запрещенной крови или жира усиливает в нас грубость и скотство.
Еврей, который умышленно ест запрещенную Торой кровь, навлекает на себя кару — отрезание души.
На это человек обрекает себя сам. Грешник решает загубить свою душу, съев запрещенную пищу. Осквернив душу, он неизбежно отрывается от своего Источника — Шехины.
События этой главы описываются также в разделе Тецавэ.
Двадцать третьего адара, за семь дней до того, как Мишкан был окончательно построен, Ашем велел Моше призвать Аарона и его сыновей-коэнов, чтобы обучить их облачению в священнические одежды и процедурам, связанным с принесением жертв.
Он сказал Моше: «Призови Аарона и убеди его исполнять обязанности первосвященника».
Убеждение требовалось тут по двум причинам. Во-первых, Аарон был в смятении, потому что и Ашем, и Моше разгневались на него после греха золотого тельца. И поэтому он боялся исполнять службу в Мишкане.
Кроме того, он отказывался принять почетный пост первосвященника из-за своей скромности. Ашем сказал Моше: Я знаю, что он избегает высоких должностей. Уговори его.
Ашем сказал Моше: «Собери весь народ во дворе Мишкана, чтобы он присутствовал при церемониях освящения в течение всех семи дней».
Услышав такое повеление, Моше удивился: «Как можно вместить весь народ Израиля во дворе Мишкана!»
Площадь двора насчитывала 100x50 локтей (примерно 1250 кв. м.), из которых только сам Мишкан занимал 300 квадратных локтей; рядом еще находились жертвенник и сосуд для омовений, поэтому оставшаяся площадь была очень мала для размещения шестисот тысяч человек.
Но Ашем сказал Моше: «Не беспокойся об этом. Я могу поместить в небольшом пространстве больше того, что туда входит».
Подобное чудо Всемогущий сотворил в нескольких случаях:
Всемогущий совершает чудо только тогда, когда этого требует необходимость, или когда Он хочет преподать нам жизненно важный урок. Почему в каждом из описанных случаев совершил Он чудо вмещения в маленькое пространство большого количества людей или вещества?
Кроме того, Всемогущий хотел, чтобы все были очевидцами явления Шехины, видимым знаком которого был Небесный огонь, спускающийся на жертвенник.
Моше сделал так, как приказал Всемогущий. Он собрал Аарона, его сыновей и всех евреев во дворе Мишкана.
Не будучи постоянным первосвященником или даже просто козном, Моше взял на себя роль первосвященника на Семь Дней Освящения. Облачившись в белые одежды, какие носил первосвященник в Йом Кипур, он исполнял его обязанности, а Аарон наблюдал за ним.
Принцесса вышла замуж в очень раннем возрасте. Царь, ее отец, тревожась о ее неопытности, приказал знатной госпоже сопровождать ее в новый дом и помогать ей первое время, пока она не научится справляться со всем сама.
Подобно этому, Аарон до сих пор исполнял только службу левитов. Теперь от него требовалось выполнять новые обязанности первосвященника. Поэтому Ашем сказал Моше: «Обучай его, пока он не будет знать, как исполнять службу самостоятельно.
Разбрызгивай кровь и делай ритуальное очищение жертвенника в то время, как он будет наблюдать за тобой».
Семь дней Моше тщательно выполнял ритуал Освящения, как описано в разделе Тецавэ. Он сам облачил Аарона в восемь одежд первосвященника. Все семь дней Моше одевал и раздевал также и других коэнов, чтобы научить их делать это. Моше помазал коэнов и сосуды Мишкана маслом помазания, чтобы освятить их.
Ежедневно он приносил вола и двух баранов в жертву Посвящения. Он один забивал животных, разбрызгивал их кровь и очищал жертвенник от пепла.
В каждую из семи ночей Моше разбирал Мишкан и снова устанавливал его утром.
Моше был прекрасным учителем, а Аарон и его сыновья — прекрасными учениками. Они с радостью и старанием внимали наставлениям Моше.
Ашем повелел, чтобы в продолжение Семи Дней Освящения коэны ни по какой причине не смели прекращать служение.
Когда семь дней миновало, наступил восьмой день, когда коэны должны были впервые выполнить службу самостоятельно и привлечь Шехину в Мишкан.
События восьмого дня, богатого важными происшествиями, описаны в следующем разделе — Шмини.
[1] Внешний жертвенник Храма сильно отличался от жертвенника в Мишкане
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.