«Прикажи Аарону» (6:2). Выступает рав Галинский.
Раши комментирует: «Прикажи — это побуждение отныне и на все поколения. Сказал раби Шимон: Писание больше всего должно подгонять человека там, где он расстается с имуществом. Ведь жертва всесожжения сгорает полностью, и коэн не получает от нее никакой части».
Но подгонять недостаточно. «А коэн, который приносит всесожжение человека, — кожа жертвенного животного будет коэну» (Ваикра 7:8). Что-то все-таки остается для коэнов — не мясо, так кожа. Это многому учит нас.
Наш мир, как известно, — это мир испытаний. Человек приходит в мир, чтобы исполнять заповеди, служить Б-гу и выдерживать испытания (Месилат Ешарим). И все происходящее в этом мире — как хорошее, так и плохое — это испытание для человека. Каков же способ выстоять в испытании? Гаон рав Исраэль из Саланта написал (Ор Исраэль, письмо 2): «Уменьшить то, что вызывает испытание, так чтобы трепет стал сильнее вожделения».
Саба из Новардока дал этому точный пример.
Идет человек по улице города в святой шаббат, ближе к вечеру. Дом его пуст, нет даже хлеба, а дети плачут от голода, да ему и самому горько. «Владыка мира, — молится он про себя, — избавь меня от этих бед, даруй пропитание!»
И пока он еще молится, в его глазах появляется свет: у него под ногами лежит купюра в двести шекелей.
Но ведь сейчас шаббат, и деньги брать запрещено.
В эту же минуту человек становится самым выдающимся ученым Торы во всем городе. Во-первых, этот запрет (мукце) установлен мудрецами, а заповедь делать добро ближним дана в самой Торе. Взять деньги — один грех, а добро он сможет сделать нескольким детям и на целый месяц. К тому же, это вообще может оказаться спасением жизни, чтобы дети не умерли с голода. А если поднять купюру необычным образом — например, безымянным пальцем и мизинцем — и в добавок, использовать ее в качестве носового платка, все это облегчает закон в данном случае.
Он знает, что на самом деле это запрещено, и что все эти рассуждения построены на пустом месте, но как велико испытание!
И тогда он думает: предположим, я нагнусь и подниму, а на другой стороне купюры будет написано: «Издательство Шушаним. Мы печатаем все, кроме денег». Тогда получится, что я проявил слабость характера, а заодно сделал себя дураком.
И он продолжает идти дальше.
Что он сделал? Уменьшил испытание.
В той же степени он мог и усилить трепет. Сказать себе: «Это момент испытания. Сейчас меня снимают, следят за мной, чтобы увидеть, выдержу я его или нет. А что, если я нагнусь поднять деньги, а мимо будет проходить рав? “Пусть будет страх перед человеком из плоти и крови, как страх перед Небесами” (Брахот 28 б). Что скажешь раву? Что искал носовой платок?»
Наши мудрецы придерживались обоих этих средств в сочетании, чтобы укрепить человека в испытании. К примеру, когда они говорили (Недарим 22 а): «Над всяким, кто гневается, властвуют все виды ада, и он склонен к любым грехам», они старались усилить страх. А говоря: «В добавок, у него появляется геморрой, портится зрение и страдает душа», они уменьшали испытание.
Жаль, что человек применительно к себе старается уменьшить испытание, зато увеличивает его для других. Как мне сделать так, чтобы я не гневался за обедом? Заранее сказать, чего я хочу, какие блюда заказываю. Тогда не будет причины для раздражения.
А как сделать так, чтобы моя супруга не гневалась? Для этого уже я пользуюсь усилением страха — пусть убедится, что ей и вправду не стоило раздражаться (Ве-игадта).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его