«Палец Б-жий это» (8:15). Толковал рав Галинский: «И сделали так же волхвы своими чарами, чтобы вывести вшей, но не смогли, и были вши на человеке и на скоте. И сказали волхвы фараону: Палец Б-жий это».
Наконец-то, момент настал!
После своей первоначальной реакции «Кто такой Б-г, чтобы мне слушать Его голоса? Не знаю я Б-га» (Шмот 5:2) они убедились в собственном бессилии. Однако, нет, «грешники даже у входа в ад не раскаиваются» (Эрувин 19 а). «Сказали волхвы фараону: эта кара пришла не для того, чтобы ты отпустил евреев. Это наваждение от Всесильного (“Элоким” численно равно слову “природа”, см. респонсы Хахам Цви, гл. 18), пришедшее согласно расположению звезд над страной Египта» (рав Авраам Ибн Эзра, Шмот 8:15).
И вы в самом деле в это верите? Почему же тогда только вы чешетесь от вшей, а евреи спокойны и улыбаются? Но попробуй-ка убеди того, кто закрывает глаза, чтобы не замечать очевидного, расскажи ему, что он теряет из-за нежелания видеть.
Я могу сказать одно: когда отец бьет ребенка, это похоже на поцелуй. Но если ребенок закрывает глаза, он чувствует только боль от ударов.
В ешивах Новардока было принято устраивать «биржу». Саба из Новардока однажды попал на настоящую биржу, где торговали алмазами. Он увидел торговцев, которые спорили и обсуждали свой товар, проверяли драгоценные камни и выясняли их качество, отмечали достоинства, находили недостатки и устанавливали стоимость. Они покупали и продавали, и все это совершалось с интересом и с чувством, с полным участием. Тогда он решил: если уж в поисках материальной наживы так делают, тем более так должно быть в поисках духовности и вечной жизни! И он ввел «биржевой час», во время которого вся ешива превращалась в бурлящий котел. Ученики спорили в группах, ходили парами, проверяли личные качества и оценивали способы духовной работы над собой, обменивались идеями и подтверждали их примерами. Так формировалась их личность — через прохождение нелегких экзаменов, которые их ожидали.
В такой ешиве я однажды услышал следующую притчу.
Отец предупредил сына не ходить в лес, чтобы он не заблудился и не пропал. Ведь и дикие звери рыщут там, и шайки разбойников. Но сын не прислушался к предостережению, пошел в лес и, естественно, потерялся. Сердце его охватило уныние, все чувства были напряжены, каждый шорох заставлял его вздрагивать.
А вдруг это зверь или разбойник — как тогда спасаться? И вдруг он почувствовал удар по спине и словно окаменел. Уж не медведь ли это огрел его лапой?
Он обернулся и увидел… своего отца. Он сразу почувствовал облегчение. Неважно, что его ударили, — главное, что отец рядом! Но если бы он не обернулся, то так и дрожал бы от страха перед медведем и разбойником.
Так было и с египетскими волхвами, думавшими, что это природное бедствие. И так происходит со всеми нами: каждый получает в жизни удары, но кто оборачивается, чтобы увидеть Отца? (Ве-игадта).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?