«Палец Б-жий это» (8:15). Толковал рав Галинский: «И сделали так же волхвы своими чарами, чтобы вывести вшей, но не смогли, и были вши на человеке и на скоте. И сказали волхвы фараону: Палец Б-жий это».
Наконец-то, момент настал!
После своей первоначальной реакции «Кто такой Б-г, чтобы мне слушать Его голоса? Не знаю я Б-га» (Шмот 5:2) они убедились в собственном бессилии. Однако, нет, «грешники даже у входа в ад не раскаиваются» (Эрувин 19 а). «Сказали волхвы фараону: эта кара пришла не для того, чтобы ты отпустил евреев. Это наваждение от Всесильного (“Элоким” численно равно слову “природа”, см. респонсы Хахам Цви, гл. 18), пришедшее согласно расположению звезд над страной Египта» (рав Авраам Ибн Эзра, Шмот 8:15).
И вы в самом деле в это верите? Почему же тогда только вы чешетесь от вшей, а евреи спокойны и улыбаются? Но попробуй-ка убеди того, кто закрывает глаза, чтобы не замечать очевидного, расскажи ему, что он теряет из-за нежелания видеть.
Я могу сказать одно: когда отец бьет ребенка, это похоже на поцелуй. Но если ребенок закрывает глаза, он чувствует только боль от ударов.
В ешивах Новардока было принято устраивать «биржу». Саба из Новардока однажды попал на настоящую биржу, где торговали алмазами. Он увидел торговцев, которые спорили и обсуждали свой товар, проверяли драгоценные камни и выясняли их качество, отмечали достоинства, находили недостатки и устанавливали стоимость. Они покупали и продавали, и все это совершалось с интересом и с чувством, с полным участием. Тогда он решил: если уж в поисках материальной наживы так делают, тем более так должно быть в поисках духовности и вечной жизни! И он ввел «биржевой час», во время которого вся ешива превращалась в бурлящий котел. Ученики спорили в группах, ходили парами, проверяли личные качества и оценивали способы духовной работы над собой, обменивались идеями и подтверждали их примерами. Так формировалась их личность — через прохождение нелегких экзаменов, которые их ожидали.
В такой ешиве я однажды услышал следующую притчу.
Отец предупредил сына не ходить в лес, чтобы он не заблудился и не пропал. Ведь и дикие звери рыщут там, и шайки разбойников. Но сын не прислушался к предостережению, пошел в лес и, естественно, потерялся. Сердце его охватило уныние, все чувства были напряжены, каждый шорох заставлял его вздрагивать.
А вдруг это зверь или разбойник — как тогда спасаться? И вдруг он почувствовал удар по спине и словно окаменел. Уж не медведь ли это огрел его лапой?
Он обернулся и увидел… своего отца. Он сразу почувствовал облегчение. Неважно, что его ударили, — главное, что отец рядом! Но если бы он не обернулся, то так и дрожал бы от страха перед медведем и разбойником.
Так было и с египетскими волхвами, думавшими, что это природное бедствие. И так происходит со всеми нами: каждый получает в жизни удары, но кто оборачивается, чтобы увидеть Отца? (Ве-игадта).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский