Темы: Симхат Тора, Оцарот
Рассказывает рав Галинский.
Однажды ученик Хафец Хаима сказал мне: «Если хочешь, я расскажу тебе, что говорил Хафец Хаим. Это займет три минуты, но ты должен представлять, что он стоит перед тобой, — что я и есть Хафец Хаим».
Я согласился. Теперь представьте, что я Хафец Хаим… В начале Элуля после молитвы Хафец Хаим встал и произнес: «Скоро уже начнут выбирать этроги для Суккот…» Дело в том, что в Польше этроги не росли — их привозили из теплых стран, и многие из них портились в дороге. Иногда цена хорошего этрога достигала десяти рублей (что равно примерно 1000 шекелей в наше время). Бывало, что и больше. Были такие места, где евреи покупали вместе один этрог на всю общину.
«Заповедь этрога дана Торой только для первого дня праздника. Для остальных дней ее установили мудрецы. Получается, что за одну заповедь мы платим 1000 шекелей!
Виленский Гаон написал (Шнот Элияу, начало трактата Пеа), что с каждым прочитанным словом человек выполняет заповедь изучения Торы. Как я выяснил, за минуту можно произнести двести слов. Это все равно, что выиграть 200 тысяч шекелей. За час получится двенадцать тысяч слов — двенадцать миллионов шекелей!
Сколько заповедей можно приготовить перед приближающимися днями суда, если учиться непрерывно и серьезно, если не бездельничать на занятиях и еще прибавлять к ним!»
После этой краткой, но проникновенной речи один из старших учеников подошел к Хафец Хаиму и сказал, что те же слова слышал от него год назад.
«Но я произносил их не перед этими юношами», — ответил Хафец Хаим.
«Здесь есть новые, — согласился ученик, — но большинство все это уже слышало».
«Да снизойдут благословения на твою голову, — сказал Хафец Хаим любезно, — я задам тебе вопрос. Каждый год такого-то человека приглашают стать “женихом Торы” (прочесть завершающий отрывок из Торы), а такого-то — стать “женихом Берешит” (прочесть первый отрывок). Такую честь им оказали в прошлом году и в позапрошлом, и то же самое сделают в этом году и в следующем. Ты думаешь, это правильно? Ведь им уже выказали уважение, пора бы почтить и других людей — есть еще много достойных такой чести».
Ученик молчал. Ответа у него не было, утверждение было верным.
«Но я скажу тебе: в этом году их позовут в первый раз…»
«Как это в первый раз? Ведь их уже вызывали год, два и три года назад».
«Ты не понимаешь, — продолжил Хафец Хаим, — это не их звали. Они выглядят такими же, но за это время они учились еще целый год, становились глубже и выше. Тора формирует человека, образует, совершенствует и изменяет: “И соблюдайте Мои законы и делайте их” (Ваикра 20:8) — не читай “их” (отам), а читай “вы” (атем). Вы словно делаете самих себя (Санедрин 99 б). Эти люди подобны вновь сотворенным, и их подобает вновь вызвать к Торе.
Теперь ты поймешь, что когда я произносил свою речь перед учениками год назад, они, возможно, услышали ее на том своем уровне, но эти слова еще не принесли надлежащих плодов. Между тем, ученики развивались целый год, росли в Торе и стали другими. Теперь они все слышат иначе и вести себя будут соответственно» (Ве-игадта).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский