Темы: Симхат Тора, Оцарот
Говорил пророк Элияу: История о ребенке, которого отец обучал книге Берешит. Однажды римляне захватили тот город, и ребенок попал в плен. Книга была при нем. Его посадили в темницу, а книгу отправили в имперское хранилище.
В один прекрасный день эту книгу нашли, и все мудрецы империи пришли, чтобы прочесть ее, но не смогли. Тогда один из них сказал: «Это одна из еврейских книг, а у нас в тюрьме сидит один из их пленных детей». Вытащили того ребенка и привели предстать перед императором.
Едва лишь увидел ребенок свою книгу, как тотчас обнял и поцеловал ее, начав читать перед императором. Он объяснил все, что написано, от слов «В начале сотворил Б-г» до слов «И были завершены». Когда услышал император о славе Всесильного, как Он сотворил мир, сразу же встал с трона, поцеловал того ребенка и сказал: «Я уверен, эту книгу нашли только ради тебя — чтобы освободить тебя из тюрьмы».
Сразу после этого он дал ребенку серебро, золото и драгоценные камни и с большими почестями отправил к отцу.
Здесь можно провести аналогию: если уж этот ребенок, который выучил только книгу Берешит, удостоился всего этого, то учивший все Пятикнижие и вообще всю Тору получит гораздо больше!
Гаон раби Иссахар Шломо Тейхталь, главный раввин Пшетьяна в Словакии, в предисловии к своей книге «Мишнат Сахир» выражает благодарность своей праведной матери, благодаря которой он стал одним из выдающихся людей поколения.
В хедере учились с утра и до самой ночи, как и установлено в Шулхан Арухе (Йоре Деа 245:11): «Сидит учитель и преподает весь день и некоторую часть ночи, чтобы приучить детей заниматься Торой днем и ночью». Это были дети около восьми лет. Однако, мать хотела, чтобы ее сын повторял пройденный материал и заранее готовил следующий урок. Когда же ему это делать? У него ведь глаза слипаются, когда он возвращается вечером! Поэтому мать вставала каждое утро в три часа, зажигала печь, чтобы в комнате разливалось приятное тепло, и замешивала тесто. В четыре часа она будила сына запахом испеченого пирога с корицей и стаканом горячего какао. Какой ребенок сможет устоять перед таким соблазном? Лишь одна у нее была просьба — чтобы он учился вслух, и чтобы она могла слышать его и получать удовольствие для души.
Однажды мать опоздала. Она встала в четыре и разбудила сына. Он принюхался, но не было ни запаха пирога, ни какао. Мать стала извиняться: «Вставай, дорогой сынок, начинай учиться, а я поспешу и все испеку. Через час все будет готово, обещаю. Начни учиться и увидишь, что Гмара не менее сладкая, чем пирог с корицей, и ублажает душу не хуже, чем чашка какао».
Я был ребенком, — рассказывает раби Тейхталь, — и я поверил ей. Начал учиться и понял, что она права.
С тех пор душа его привязалась к Торе, которая «слаще меда из сот, прелестнее золота червонного». Гмара стала главным, а пирог и напитки — второстепенными (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский