Темы: Симхат Тора, Оцарот
Говорил пророк Элияу: История о ребенке, которого отец обучал книге Берешит. Однажды римляне захватили тот город, и ребенок попал в плен. Книга была при нем. Его посадили в темницу, а книгу отправили в имперское хранилище.
В один прекрасный день эту книгу нашли, и все мудрецы империи пришли, чтобы прочесть ее, но не смогли. Тогда один из них сказал: «Это одна из еврейских книг, а у нас в тюрьме сидит один из их пленных детей». Вытащили того ребенка и привели предстать перед императором.
Едва лишь увидел ребенок свою книгу, как тотчас обнял и поцеловал ее, начав читать перед императором. Он объяснил все, что написано, от слов «В начале сотворил Б-г» до слов «И были завершены». Когда услышал император о славе Всесильного, как Он сотворил мир, сразу же встал с трона, поцеловал того ребенка и сказал: «Я уверен, эту книгу нашли только ради тебя — чтобы освободить тебя из тюрьмы».
Сразу после этого он дал ребенку серебро, золото и драгоценные камни и с большими почестями отправил к отцу.
Здесь можно провести аналогию: если уж этот ребенок, который выучил только книгу Берешит, удостоился всего этого, то учивший все Пятикнижие и вообще всю Тору получит гораздо больше!
Гаон раби Иссахар Шломо Тейхталь, главный раввин Пшетьяна в Словакии, в предисловии к своей книге «Мишнат Сахир» выражает благодарность своей праведной матери, благодаря которой он стал одним из выдающихся людей поколения.
В хедере учились с утра и до самой ночи, как и установлено в Шулхан Арухе (Йоре Деа 245:11): «Сидит учитель и преподает весь день и некоторую часть ночи, чтобы приучить детей заниматься Торой днем и ночью». Это были дети около восьми лет. Однако, мать хотела, чтобы ее сын повторял пройденный материал и заранее готовил следующий урок. Когда же ему это делать? У него ведь глаза слипаются, когда он возвращается вечером! Поэтому мать вставала каждое утро в три часа, зажигала печь, чтобы в комнате разливалось приятное тепло, и замешивала тесто. В четыре часа она будила сына запахом испеченого пирога с корицей и стаканом горячего какао. Какой ребенок сможет устоять перед таким соблазном? Лишь одна у нее была просьба — чтобы он учился вслух, и чтобы она могла слышать его и получать удовольствие для души.
Однажды мать опоздала. Она встала в четыре и разбудила сына. Он принюхался, но не было ни запаха пирога, ни какао. Мать стала извиняться: «Вставай, дорогой сынок, начинай учиться, а я поспешу и все испеку. Через час все будет готово, обещаю. Начни учиться и увидишь, что Гмара не менее сладкая, чем пирог с корицей, и ублажает душу не хуже, чем чашка какао».
Я был ребенком, — рассказывает раби Тейхталь, — и я поверил ей. Начал учиться и понял, что она права.
С тех пор душа его привязалась к Торе, которая «слаще меда из сот, прелестнее золота червонного». Гмара стала главным, а пирог и напитки — второстепенными (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»