«Не взыскивал с ближнего и с брата своего» (15:2). В одной далекой деревне жил еврей, у которого было два сына — Реувен и Шимон. Однажды Реувен поехал в большой город и оказался потрясен огромным миром, открывшимся ему.
Он переехал жить в город и начал зарабатывать деньги. Б-г даровал ему успех, и Реувен обрел большое богатство, так что достиг высокого положения и был назначен правителем города. Осознав свое величие и богатство, он порвал отношения со своей бедной семьей и ничего не желал о ней слышать.
Спустя какое-то время, его брат Шимон, оставшийся в деревне, собирался выдать замуж свою дочь. Но у него не было ни единой монеты. Он выразил свою горечь отцу, и тот посоветовал ему поехать к брату — богатому правителю: «Уж он-то точно поможет тебе всеми силами».
Шимон выполнил совет отца, но когда он добрался до дворца правителя, стража не позволила ему войти.
«Я брат правителя», — сказал Шимон и попросил, чтобы его впустили. Охранники пошли к Реувену и сказали, что брат ждет его у ворот дворца, спросив, стоит ли впустить его.
«Нет у меня брата. Я его совсем не знаю», — ответил правитель. Страже ничего не оставалось, как прогнать Шимона прочь от ворот.
Бендый брат вернулся домой со стыдом и рассказал отцу обо всем, что случилось. Отцу было очень больно от поведения его богатого сына, и он запомнил этот случай.
Однажды Реувен, богатый правитель, выдавал замуж свою дочь. Он послал одного из почетных слуг доставить приглашение отцу. Получив известие, отец попросил слугу известить пославшего его, что он не собирается посещать свадьбу. «Скажи ему: у меня есть только один сын, и зовут его Шимон. Если ты не брат Шимону, значит, ты не мой сын».
Так нужно понимать заповедь «И возлюби ближнего, как самого себя». В конце после этого говорится: «Я Б-г», то есть Я отец вас обоих — тебя и твоего ближнего. Поэтому Я заповедую каждому еврею любить своего брата всем сердцем.
В Шаар а-Каванот (1:2) говорится, что прежде, чем начинать молитву, нужно принять на себя заповедь любви к ближнему и вознамериться любить каждого из народа Израиля, как свою душу. Благодаря этому молитва будет состоять из всех молитв Израиля и сможет подняться на самый верх и принести благой результат.
Однажды спросили раби Шмуэля Шмелке Горвица, брата автора книги «Афлаа», как можно любить каждого еврея, как самого себя, в той же степени. Ведь среди нас есть праведники, средние и даже простолюдины. Как можно уравнять всех одинаковым образом?
Он ответил им: «Человек даже собственные части тела любит неодинаково. Если его захотят ударить в грудь, он защитит сердце руками. И если бить будут по голове, он тоже закроется руками, поскольку сердце и мозг для человека дороже рук».
То же самое в любви к Израилю. Праведников нужно любить как зеницу ока, поскольку они называются «глазами общины». Мудрецов любить как собственную голову, средних — как руки, а простых людей — как ноги.
Но человек непременно любит все свои части тела и не откажется даже от одной из них, даже если речь пойдет о самом маленьком и ничтожном органе (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский